ТЕМЫ
Архив
< Ноябрь 2020 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            
Сегодня
Новости образования в Иркутской области

Туманные перспективы вузовской реформы: в Иркутске обсудили, что будет с высшей школой

Иркутская область, 21.02.13 (ИА «Телеинформ»), - Реформа высшей школы, проблемы и пути реорганизации иркутских вузов, роль властных структур, а также профессорско-преподавательского состава и студенчества в происходящих процессах - эти и другие вопросы обсудили участники первых Ножиковских чтений, которые прошли на днях в ИГУ. Мероприятие было приурочено ко дню рождения первого всенародно избранного иркутского губернатора Юрия Ножикова (родился 17 февраля 1934 года).

Декан исторического факультета ИГУ Юрий Зуляр напомнил, как шло становление вузов не только в Иркутске, но и в целом по России. В оригинальной авторской интерпретации университетского прошлого ведущую роль в становлении ныне существующей модели отечественной высшей школы профессор отводит большевикам, которые заложили основы широкой доступности высшего образования. Как уверяет профессор, сейчас «весь мир идет большевистским путем и развивает именно такую модель высшей школы». Кроме того, профессор указывает на еще одну важную тенденцию, имевшую место в прошлом нашего отечества, однако сейчас сменившуюся на совершенно иные подходы. Речь об огосударствлении науки: «Сталин превратил высшую школу в часть государства, и сейчас нам приходится справляться с последствиями существования именно такой модели», - подчеркивает декан истфака.

Говоря о путях реформирования российской высшей школы, Юрий Зуляр выделил как одну из главных задач - необходимость бороться с точкой зрения, которая в настоящее время все больше доминирует в обществе: что у нас слишком много высшего образования и его нужно «урезать» в пользу средне-специального. Профессор привел цифры: в Иркутской области высшее образование имеют 25-26% населения, и хотя по этому показателю мы опережаем как в целом среднероссийский уровень, так и США (где высшее образование у 22% населения), говорить о чрезмерном количестве высокообразованных людей в Приангарье не приходится.

- Мы должны готовить специалистов для 21-22 века, а не для 19-20-го. Отката в образовании быть не должно, - подчеркивает профессор. – Университет должен быть локомотивом развития страны и обеспечивать экономику России кадрами с расчетом на будущее. Если мы этого не сделаем, молодежь поедет учиться за рубеж.

Как считает Юрий Зуляр, для того, чтобы развивать высшую школу, необходимы значительные ресурсы. Однако, частный сектор вряд ли способен решить проблему – рассчитывать на серьезные вложения бизнеса в развитие науки (особенно, фундаментальной) не приходится, поскольку в приоритете у предпринимательства иные цели и задачи.

О возможных вариантах реорганизации вузов Иркутской области рассказала замминистра экономического развития Иркутской области Юлия Румянцева. Она сообщила, что «главный вопрос, которым сейчас занимается региональное правительство – это создание в Иркутске федерального университета. Иркутская область является наиболее подготовленной для этого площадкой». На вопрос участников круглого стола, как учитывается в планах регионального правительства то, что с такой же инициативой (создать у себя университет с таким статусом) выступила Республика Бурятия, а также то, что в Красноярске федеральный университет уже создан, Юлия Румянцева сообщила, что у Иркутска тоже есть хорошие шансы:

- У нас располагается крупнейшее (после Новосибирска) отделение Академии наук, наш федеральный университет мог бы работать сразу на три субъекта СФО – не только на Иркутскую область, но и на Бурятию и Читу.

Замминистра сообщила, что пока с советом ректоров Иркутской области, а также с научной и вузовской общественностью планы по созданию федерального университета не обсуждались – ни концепции ФУ, ни проекта еще нет. На базе каких вузов все это будет происходить – тоже пока неизвестно. «Мы направили в правительство РФ наше предложение, заявили о своей принципиальной готовности создавать у себя такой университет. Ждем реакции», - сообщила Юлия Румянцева.

Проректор по научной работе БГУЭП Анна Кириенко рассказала о тех проблемах, с которыми сталкивается высшая школа как в глобальном масштабе, так и на уровне региональном. Общемировая проблема: система образования пришла в противоречие с современной системой получения знаний – если раньше преподаватель был «носителем высшего знания», которым он делился со своим ученикам, то сейчас знания можно получить самостоятельно – к примеру, из Интернета. Обладание знанием перестало быть прерогативой высшей школы.

Что касается российской системы образования, то она настроена на то, чтобы давать «технические знания», но не учит очень важным для современной профессиональной деятельности вещам: умению строить отношения в коллективе, учиться думать, решать нестандартные задачи. Кроме того, как отмечает Анна Кириенко, образование в России перестало быть приоритетом – как для власти, так и для общества. В советские времена целью было – ликвидировать всеобщую безграмотность, на решение этой задачи были брошены серьезные силы, для государства это был приоритет. И результаты не замедлили сказаться – Россия совершила эволюционно-технологический рывок, встав в один ряд (а по некоторым позициям и опередив) ведущие развитые страны мира.

Проректор БГУЭП констатирует: проблемы Иркутска смыкаются с общероссийскими негативными тенденциями. «На науку в иркутском региональном бюджете заложено всего 0,03% - 30 млн. рублей. На образование, конечно, больше. Но все равно недостаточно, несопоставимо мало с тем, сколько вкладывает в эту сферу, к примеру, Красноярский край – там на ближайшие три года в образование планируют направит сумму, равную примерно годовому бюджету», - отмечает доктор экономических наук.

Также Анна Кириенко отметила, что высшая школа в регионах испытывает давление со стороны федерального центра: столичные вузы переживают дефицит студентов и пытаются восполнять эту нехватку за счет провинции (лоббирование закрытия вузов на местах, дабы обеспечить себе приток студентов из регионов).

Одной из самых главных проблем для региональной высшей школы, по мнению эксперта, является «катастрофическое снижение уровня среднего образования». «Из-за того, что из школы приходят неподготовленные абитуриенты (порой, не умеют бегло читать, решать элементарные задачи), нет возможности давать качественное высшее образование – у них нет необходимой базы знаний», - отмечает проректор по научной работе.

Говоря о перспективах высшей школы, профессор Кириенко отмечает, что конкурентные преимущества будут на стороне тех вузов, которые смогут реализовать дополнительные функции и предоставят студентам более широкие возможности – и в плане бытового комфорта, и в отношении их профессиональной и внеучебной самореализации.

Необходима более тесная связь вузов с реальным сектором экономики – и не только с предприятиями, но и с научными учреждениями. Чтобы студенты могли участвовать в научных проектах и включаться в профессиональную деятельность уже во время учебы.

Также проректор БГУЭП считает, что нужно преодолевать межвузовскую и межфакультетскую разобщенность – искать механизмы взаимодействия для ведения междисциплинарных научных исследований.

Как считает Анна Кириенко, вузы должны переходить к большей открытости и социально ответственной стратегии существования, которая предполагает ответственность перед студентами (за те знание, какие даются), перед работодателями и перед обществом в целом.

Президент Фонда Юрия Ножикова, заслуженный юрист РФ Юрий Курин обратил внимание участников круглого стола на то, что иркутские вузы не выдерживают конкуренцию за студента, что подтверждается в том числе результатами опроса, проведенного в регионе среди одаренных детей и их родителей: подавляющее большинство на вопрос «где бы вы хотели продолжить обучение» назвали Москву, Санкт-Петербург, Новосибирск и Красноярск. По мнению других участников круглого стола, такие предпочтения связаны не столько с качеством образования, которое там можно получить, сколько с более привлекательными, чем в Иркутской области, условиями жизни и возможностями трудоустройства. «А значит перспективы региональной высшей школы тесно переплетаются с социально-экономическим развитием Иркутской области и все мы заинтересованы в успехах на этом направлении», - подчеркнула Анна Кириенко.

Интересную информацию привел председатель профкома студентов ИГУ Александр Манзула. В частности, он рассказал, что студенчество практически не вовлечено в реформирование высшей школы, ничего про это не знает. «Студенты по интересу к реформе образования делятся на две категории: тех, кто вообще этим не интересуется, и тех, кто имеет только негативную информацию о происходящем – верит «страшилкам», которые недостоверно отражают ход реформы», - сообщил председатель профкома. Относительно реорганизации и возможного закрытия иркутских вузов он сообщил, что согласно опросу, проведенному в соцетях (ответы дали 1200 человек), 42% студентов все равно, что будет с учреждениями, которые Минобр внес в список неэффективных. Правда, высказывались мнения, что «если закроют медуниверситет, будет жаль».

Лидер студенческого профкома сообщил, что волнует не только то, что нет ясности в вопросах реформирования высшей школы, но и непонятно, что будет с социальными гарантиями для студентов реорганизуемых вузов. Недостаток информации «щедро» восполняется теми, кто сеет панические настроения и пугает "грядущим апокалипсисом" высшего образования.

 

 
Отслеживать: Досье раздела
Новости образования в Иркутской области
Загрузка...
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
  • Все права защищены © ООО «ИРА Телеинформ». Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на i38.ru (для интернет-СМИ) или на ИА «Телеинформ» (печатные, эфирные СМИ)
  • Дизайн-концепция © «Gombo Design». Верстка и техническая поддержка © «БайкалТелеИнформ»
  • Регистрационный номер — ИА № ФС 77 - 75717, выдан 24.05.2019 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)