ТЕМЫ
Архив
< Июль 2021 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  
Сегодня
Новости образования в Иркутской области

Алексей Кудрин предложил модернизировать систему высшего образования в России: иркутская реакция

Москва, Иркутск, 10.03.21 (ИА «Телеинформ»), - Председатель Счетной палаты и декан факультета свободных искусств и наук СПбГУ Алексей Кудрин заявил, что России необходимы преобразования в системе высшего образования, чтобы совершить рывок в экономике, науке и бизнесе. Как в Иркутске оценивают это предложение, выяснил Телеинформ.

По информации федеральных СМИ, Кудрин заявил, что нужный стране рывок могут обеспечить только принципиально новые навыки и умения специалистов, основанные на свободном, критическом мышлении и командной работе.

– Таких специалистов во всем мире готовят на программах Liberal Arts and Science, или, как мы их называем, свободных искусств и наук. Такие программы есть в России, пришла пора эту модель масштабировать, – сообщил Кудрин.

Историк, кандидат философских наук, директор иркутского Центра независимых социальных исследований Михаил Рожанский заявил, что двумя руками [голосует] за масштабирование образовательной модели «Свободные науки и искусства».

– Я хорошо представляю, что это за модель. Мой сын окончил тот самый факультет, которым руководит Кудрин. Знаю других студентов и выпускников. Главный их навык – умение учиться. Человек выбирает тот или иной курс, взвешивая, зачем он это делает, представляя смыслы образования, видит (и даже проживает) связи между гуманитарным и научным, академическим и практическим, – сказал он.

Кроме того, ЦНСИО всегда плотно сотрудничал с Шанинкой и с Европейским университетом, которые в большой степени ориентируются именно на индивидуальные траектории магистрантов. А тем, кто занимается социальными науками, понятно, какую значимую роль играют эти две высшие школы, несмотря на свою малочисленность, отмечает Михаил Рожанский.

– Конечно, речь не идет об этой образовательной модели как идеальной, призванной заместить все другие. Почему-то слова Кудрина трактуют так – я подобного в его высказываниях не увидел. Если молодой человек твердо нацелен на научную деятельность в какой-то определенной специальности, то ему лучше ориентироваться на классический факультет с фундаментальным системным образованием, и такая университетская модель в обозримом будущем не исчезает, она по-прежнему необходима. Как необходимы и высшие профессиональные школы (которые у нас теперь тоже называют университетами) – медицинские, инженерные и другие. Перспективы высшего образования в расширении возможностей выбора, а не в замещении одной модели другой, как у нас произошло с Болонской системой, – уверен эксперт.

Заместитель председателя Общественной палаты Иркутска, директор по развитию Ассоциации выпускников ИГУ, кандидат биологических наук Виктор Кузеванов так прокомментировал Телеинформу предложение, высказанное главой Счетной палаты РФ. По его мнению, Алексей Кудрин – «бюрократ по определению», который мало понимает, как работает «кухня» всей системы образования в связке с настоящей наукой, и нацелен только на «верхушку айсберга»:

– Конечно, деньги для развития науки нужны. Занятие ею должно быть престижным. Сейчас учитель – это «непрестижная» специальность у нас в стране, как и ученый. Они в плане благосостояния оказались намного ниже торговцев и предпринимателей. Кудрин предложил вариант модернизации системы высшего образования. Его можно рассматривать как вариант, но сам он подходит к этому больше с позиций формальных, по-бюрократически, – считает Виктор Кузеванов.

Что же касается всей пирамиды российской науки и системы образования, то она была сформирована как мощный «айсберг-пирамида» еще в советское время, по мнению эксперта.

– А, образно говоря, после распада СССР «айсберг» начал таять и распадаться. Чем шире и мощнее фундамент пирамиды, тем выше можно возвести её вершину. А намерение сосредоточиться лишь на постройке верхушки для «прорыва облаков»  - это фактически попытка переформатировать пирамиду в тонкую неустойчивую башню на хилом фундаменте. Помню, как раньше в годы моей учебы на уровне школы и вуза уже шло раннее глубокое погружение молодых людей в науку. Это с завистью даже отмечал американский президент, говоря, что технологическую гонку и «прорыв в космос СССР сумел сделать за школьной партой», – рассказывает Виктор Кузеванов.

Например, в Иркутске в 1960-е-1970-е годы «дорожка в науку» выглядела следующим образом:

– Были специализированные школьные классы – физические, химические, математические и другие. И была широко распространена, но затем оказалась утеряна система «летних» учебных четвертей, когда мы школьники проходили месячную практику как лаборанты в профильных научных институтах, в лабораториях, бок о бок с учеными занимались опытами и исследованиями.

Олимпиады проводились не ради того, чтобы школьники конкурировали за право поступления в вузы, а были массовым явлением, в котором участвовали все ученики, не только «звездочки». Также была бесплатная система внеклассной подготовки, например, в научных кружках, в системе общества «Знание», где школьники имели возможность напрямую общаться с высококлассными учеными. Это помогало строить картину мира и выбирать свою траекторию в науке.

– Мы «нюхали» науку не на расстоянии, а вблизи. Была очень сильная связка «школа – вуз – академический институт». Школьников, конечно, не эксплуатировали, а вовлекали в исследования, давали возможность «потрогать» настоящую науку. Это была настоящая безбарьерная научная среда, на доверии, без нынешних запретов, – отмечает Виктор Кузеванов.

Еще одной составляющей «айсберга» была возможность для студентов вузов с первого курса начинать работать в лабораториях научных институтов. Им даже иногда за успехи в исследованиях нередко платили небольшие суммы, сопоставимые со стипендией. Это, по словам эксперта, стимулировало молодежь идти в науку: не было перерыва, как сейчас, когда после вуза требуется выпускника около трех лет «переобучать» и адаптировать к серьезной научной работе. Фактически стажировки проходили еще во время студенчества. Это позволяло делать настоящее ускорение и прорывы в науке.

– Главная проблема сейчас в том, что у нас все еще существуют барьеры между обучением и наукой: в школах, во внешкольной деятельности, внутри вузов и внутри академической науки. Но чтобы получались действительные социально-экономические прорывы, в мире пока ничего не придумали практичнее инвестиций в фундаментальные исследования в связке с ранним вовлечением молодежи. А нынешние реформы интеграции высшего образования с наукой, скорее всего, займут около 20-24 лет, это продолжительность одного поколения: такие фундаментальные реформы быстро не происходят, – резюмирует эксперт.

Алексей Кудрин предложил модернизировать систему высшего образования в России: иркутская реакция

Другие отзывы из Иркутска на мировые и российские новости:

 
Отслеживать: Досье раздела
Новости образования в Иркутской области
Загрузка...
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
  • Все права защищены © ООО «ИРА Телеинформ». Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на i38.ru (для интернет-СМИ) или на ИА «Телеинформ» (печатные, эфирные СМИ)
  • Дизайн-концепция © «Gombo Design». Верстка и техническая поддержка © «БайкалТелеИнформ»
  • Регистрационный номер — ИА № ФС 77 - 75717, выдан 24.05.2019 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)