ТЕМЫ
Архив
< Октябрь 2021 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Сегодня
Новости образования в Иркутской области

В Минпросвещения проводят ревизию учебников истории. Иркутские специалисты – проблему решит только системный подход

Москва, Иркутск, 26.04.21 (ИА «Телеинформ»), - Глава Минпросвещения Сергей Кравцов сообщил, что ведомство проведет полный анализ всех учебников истории. Так он отреагировал на критику президента Владимира Путина, пишут федеральные СМИ.

Глава государства в рамках послания Федеральному собранию назвал «удивительным» то, что в некоторых учебниках нет информации о Сталинградской битве.

«До сих пор еще, знаете, открываю некоторые школьные учебники, с удивлением смотрю, что там написано, как будто не про нас. Кто пишет, кто пропускает такие учебные пособия? Просто удивительно! Все что угодно там написано, и о «втором фронте», только про Сталинградскую битву ничего не сказано», — сказал президент.

Напомним, ранее Минпросвещения одобрило школьный учебник по истории под редакцией Владимира Мединского. После послания помощник президента сообщил, что был разработан историко-культурный стандарт и новые издания будут обязательно содержать «все что нужно, про Сталинградскую битву».

Завуч одной из иркутских школ неприятно поражается тому, как мало вообще в среднем образовании отводится истории Великой Отечественной войны:

– Историки сами в шоке, что до 10 класса изучается все до 20 века. Великая Отечественная война изучается только в 10 классе пять уроков. По новым стандартам дети, придя в 10 класс, не знают про войну ничего. Целая эпоха, с 20 века, изучается только в 10 классе.

Главный библиотекарь читального зала краеведческой литературы Иркутской областной библиотеки имени Молчанова-Сибирского Всеволод Напартэ считает, что в этой ситуации не хватает системного подхода:

– Что касается планов Минпросвещения по ревизии учебников – это несколько странно, в ведомстве должны хотя бы в общих чертах представлять, что содержится в учебниках, особенно – на общественно значимые темы. Посмотрим, какие результаты эта ревизия принесет.

Но вообще, не первый раз поднимается тема содержания учебников истории. Все эти разговоры про переписывание, про искажение исторических фактов, про то, что специальное подразделение в МВД формируют, чтобы с этим бороться. Но проблема в том, что раньше у нас была понятная государственная идеологическая установка – как должна выглядеть история. Был метод исторического материализма и все выдавалось в этом ключе. Плохо это или хорошо – это другой вопрос, но факт тот, что вся страна более-менее четко представляла, как все это должно выглядеть. Сейчас у нас этого нет, все эти идеологические магниты крайне размыты. И с одной стороны все соглашаются, что должен быть какой-то единый стержень, на котором строится повествование о прошлом. Но с другой стороны, заявить о существовании такой идеи – значит взять на себя ответственность по ее реализации, что станет поводом для предъявления претензий в дальнейшем, почему вы отклоняетесь от генеральной линии. А это достаточно сложные материи для соответствия. Высказать идею просто, а вот как ей жить – это вопрос.

Кроме того, если представить себе процесс написания учебника по истории, то надо подумать – а кто его будет писать. Люди, которые занимают ведущее положение в академии наук, профессура в крупных вузах и так далее – они учились в совсем другой школе. Как люди, от которых мы можем ждать нового учебника, перестроятся? Как они перепаяют проводки в своей голове и выдадут совершенно новый материал?

Вообще, это бесконечная проблема. Сегодня мы вспомнили, что Сталинградской битвы нет. Через два года обнаружим отсутствие еще чего-то. В прошлом произошло огромное количество событий. И почему вот это событие сюда входит, а то – нет – на этот вопрос тоже должен отвечать учебник. И при выпуске нового учебника нужно переучивать и учителей, которые будут по этому учебнику преподавать, а у них тоже уже есть за плечами определенный опыт и определенные взгляды.

Так что это большая проблема, которая, по большому счету, не решается, к ней подходят только вот такими набегами. А нужны системные меры, причем не только касательно отечественной истории.

Ученый секретарь Иркутского областного краеведческого музея, кандидат исторических наук Артем Ермаков отмечает, что учебники, не подкрепленные государственной политикой, малоэффективны:

– Сквозной анализ школьных учебников истории в России – дело не новое. Этим занимаются уже более 30 лет. Еще когда я оканчивал школу в 80-х годах, начали искать – не слишком ли мало там написано о сталинских репрессиях, значительно позднее – не слишком ли много. Не забивает ли контекст Великой Отечественной войны контекст Второй мировой – а сейчас обратная тенденция. Сам по себе, безусловно, этот момент важный – единое понимание собственной истории способствует консолидации гражданского общества, даже нации.

Но проблема в том, что этот анализ все время тонет, вязнет. Ведь эти соображения президент высказывал и раньше, тем не менее, хоть по его просьбе отдельные ошибки и исправлялись, к ситуации до 1985 года, когда существовал единый учебник, вернуться не удалось. И это, видимо, невозможно, поскольку это ситуация другого государства с четко определенной идеологией, с институтами, которые за трансляцию и цензуру этой идеологии отвечают. В конце концов, это был закрытое общество, где альтернативных источников информации получить нельзя или очень сложно.

То, что мы сейчас имеем, при любых сквозных проверках будет оставлять варианты разночтений. Конечно, хорошо, чтобы в каждом учебнике была глава о Сталинградской битве. Но вот что именно там будет написано – к этому подойти гораздо сложнее: всегда есть такие понятия, как акценты, контексты, подтексты – мельчайшие детали, которые не просто не будут соответствовать стандарту, но и будут его взламывать.

Нужно ли бороться за единый историко-культурный стандарт и издания, которые будут за него отвечать? На мой взгляд – нужно. Но вне комплекса государственных мероприятий, которые подкрепляли бы написанное, сам по себе учебник останется довольно маловажным, особенно, когда основная информация берется из интернета. В общем, учебник должен прийти в интернет, причем не только на какие-то специализированные сайты. Он должен выглядеть активно, даже агрессивно. Потому что сегодня, выбирая между учебником и Википедией, большинство школьников сегодня делают выбор в пользу последней, составители и держатели которой являются иностранными агентами. Если бы учебники были хотя бы вполовину так же популярны, они приносили бы существенную пользу или вред. А сейчас эти книги остаются на периферии сознания подрастающего поколения. Это не значит, что ими не нужно заниматься, но этого недостаточно, чтобы добиться устойчивых результатов в формировании сознания.

В Минпросвещения проводят ревизию учебников истории. Иркутские специалисты – проблему решит только системный подход

Другие отзывы из Иркутска на мировые и российские новости:

 
Отслеживать: Досье раздела
Сводка топ-вакансий: директор, менеджеры, специалисты верхнего звена
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
  • Все права защищены © ООО «ИРА Телеинформ». Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на i38.ru (для интернет-СМИ) или на ИА «Телеинформ» (печатные, эфирные СМИ)
  • Дизайн-концепция © «Gombo Design». Верстка и техническая поддержка © «БайкалТелеИнформ»
  • Регистрационный номер — ИА № ФС 77 - 75717, выдан 24.05.2019 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)