ТЕМЫ
Архив
< Июль 2021 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  
Сегодня
Новости образования в Иркутской области

Иркутские эксперты: проблема скулшутинга – глубинная и за день не решится

Иркутская область, 3.06.21 (ИА «Телеинформ»), - Скулшутинг, или нападения в школах со стороны учеников или выпускников, становятся повседневностью в России, но решения этой проблемы за один день не найдёшь. Она вскрывает целый комплекс системных – а иногда и философских вопросов. Представители педагогического, профсоюзного и родительского сообщества обсудили тему 3 июня за тематическим круглым столом.

Бойня в Казани, когда 19-летний парень расстрелял детей и учителей прямо в станах своей бывшей школы, вызвала очередную волну обсуждений по всей России в духе «а что мы делаем не так?». Ответить на этот вопрос попытались и в Иркутске. В первую очередь, взрослые пытаются понять, является ли школьная травля первопричиной подобных казанской трагедий.

– Проблема в том, что достоверно определить, склонен ли ребёнок к агрессии, очень сложно. Многие дети подвергаются буллингу, но не каждый готов взять бомбу или оружие и пойти убивать. То есть накладываются ещё какие-то личностные черты, – говорит старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Института развития образования Гавриил Радионов. – Во многих случаях проблема травли становится очевидной, когда ситуация выходит из-под контроля. Но, как правило, дети, которые долгое время терпят издевательства, идут с кулаками на обидчиков. То есть это импульсивные поступки. В случае с казанским стрелком имеет место быть спланированная акция.

Социальный педагог гимназии № 9  Усолья-Сибирского Ирина Воробьева, в свою очередь, отмечает, что во многом проблема кроется в профилактике подобных явлений. Порой на явные сигналы о том, что что-то не так, просто никто не обращает внимания.

– Мы научились детей защищать в реальном мире. Но есть ещё и виртуальный, есть социальные сети и игры. В играх ребёнок герой, а в школе и семье – тихий мальчик. Есть случаи, когда даже с мамой у подростка доверительные отношения, а в школе он проявляет агрессию. Все ребята, которые потом шли в школы убивать, о своих намерениях сообщали заранее в социальных сетях. На это можно было обратить внимание, но никто этого не сделал, – сказала она.

Гавриил Радионов добавляет: зачастую взрослые просто не понимают, о чём сигнализируют подростки. Многие после казанской бойни в соцсетях писали «Красавчик! Хоть что-то сделал». Это, по словам специалиста, – явный сигнал, что ребёнка что-то не устраивает в системе. Подростки в силу своего психологического развития просто не знают, как себя выразить и где границы, что можно, а что нельзя, чтобы бороться с системой.

– Некоторые дети, которые не согласны с происходящим, уходят либо в оппозицию, либо уезжают за границу – там, где комфортнее. Наша задача – посмотреть на подростков и понять, о чём говорят эти неудобные дети, что они пытаются донести, – считает эксперт.

При этом участники круглого стола сошлись во мнении, что на сегодня в школах слабо развита система психологической поддержки – как детей, так и учителей. Педагог и председатель первичной профсоюзной организации шелеховской школы №4 Галина Устьянова видит причину этого в глубоком кризисе системы образования и всевозможных процессов оптимизации, из-за которых сильно сократились ставки.

– У нас 12 лет назад образование сделали услугой, вот теперь мы и пожинаем плоды. Образование – это кузница, которая должна создавать будущее. Но мы от этого отказались. Школа сегодня голая: молодых специалистов нет, родители учителей не уважают, дети, глядя на это, себе многое позволяют в отношении педагогов, – говорит она. – В советское время действовала психологическая служба, которая брала на себя функцию «разговоров по душам». Сейчас это должен делать классный руководитель. У которого 35 человек в классе и ставку учителя никто с него не снимал. Естественно в таких условиях за всем не уследишь.

Власти запускают процессы оптимизации, забывая, что школа – это механизм, говорит она. В итоге где-то что-то сэкономили, но за счёт каких ресурсов, «верхам» всё равно. А государство наоборот должно заботиться о системе образования, финансировать её как следует, тогда и молодые специалисты потянутся в школу, в том числе и психологи.

Того же мнения придерживается и председатель Иркутской областной организации Общероссийского профсоюза образования Валентина Федосеева, которая уже не первый год говорит о снижении административного давления на учителей: меньше бумаг – больше времени на то, чтобы и учить детей, и разговаривать с ними.

А вот председатель Иркутского областного родительского собрания Александра Наваренко считает, что со школы вообще нужно снять все взваленные на неё социальные функции, связанные с вопросами детства. Её основная задача – передавать знания от предшествующих поколений к следующим.

– В России за пять лет уже восемь случаев школьных нападений. И всякий раз виноваты охранник, учитель, завуч, директор и так по цепочке. А где в этой парадигме мама и папа? У нас есть такой социальный институт, как семья, которая должна обеспечивать психологический комфорт. Не классный руководитель должен разглядеть что-то, а ребёнок со своими проблемами должны идти к маме и папе, – говорит она.

А уровень педагогической компетенции родителей на сегодня в России крайне низкий. С другой стороны, даже если в семье обратили внимание на какие-то проблемы с ребёнком, зачастую взрослым некуда пойти с этим. В крупных городах есть центры помощи, даже муниципальные, а в малых нет совсем. К школьному психологу также не всегда пойдёшь: силён страх, что это выйдет за пределы его кабинета. А между тем, необходимо делать так, чтобы детей, подверженных агрессивным вещам, становилось меньше. В первую очередь, нужно задумываться о психологическом и психиатрическом здоровье подрастающего поколения.

Участники круглого стола оказались солидарны в том, что проблема школьных нападений, как и травли – комплексная. Решить её возможно при условии, если государство «повернётся лицом» к образованию, поняв, что пора менять подходы к этой системе.

Иркутские эксперты: проблема скулшутинга – глубинная и за день не решится

Читайте также:

Читайте по теме трагедии в Казани:

 
Отслеживать: Досье раздела
Ляпы в сочинениях ЕГЭ
Загрузка...
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
  • Все права защищены © ООО «ИРА Телеинформ». Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на i38.ru (для интернет-СМИ) или на ИА «Телеинформ» (печатные, эфирные СМИ)
  • Дизайн-концепция © «Gombo Design». Верстка и техническая поддержка © «БайкалТелеИнформ»
  • Регистрационный номер — ИА № ФС 77 - 75717, выдан 24.05.2019 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)