ТЕМЫ
Архив
< Июнь 2025 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            
Сегодня
Новости образования в Иркутской области

В России вышли новые учебники истории с главой об СВО. Историки: Переписывание и пропаганда в угоду политике – это ненаучно

Москва, Иркутск, 8.07.23 (ИА «Телеинформ»), - Школьные учебники по истории нового типа для учащихся 5-9 классов будут готовы к 1 сентября 2024 года, заявил помощник президента РФ Владимир Мединский. Иркутские историки раскритиковали концепцию новых единых школьных учебников.

– В декабре прошлого года на заседании межведомственной комиссии по историческому просвещению было принято решение о разработке и утверждены дорожные карты по созданию единого учебника. По нашей дорожной карте, к 1 сентября следующего года новые учебники должны быть готовы для всех остальных классов – с 5 по 9, – сказал Мединский.

Он уточнил, что работа над четырьмя томами нового учебника по истории для 10-11-х классов велась с апреля этого года, пишет ТАСС.

– Эта работа сделана в невероятный срок, – отметил помощник президента. – Твердая обложка, корешок сшит, а не склеен. Это позволит сделать так, как в советские годы, когда учебник служил в течение 5 лет, – заявил Мединский. – Полностью переработаны, переписаны разделы 70-е, 80-е, 90-е и нулевые годы. Добавлен раздел с 2014-го по сегодняшний день, включая СВО. Авторы писали буквально своей рукой многое из последнего перечисленного, – сказал чиновник.

Подробнее о содержании глав нового учебника можно узнать в фото-материале РБК.

С сентября 2023 года старшеклассникам будут объяснять, почему началась СВО, в учебнике истории появилась соответствующая глава. В Иркутске специалисты посчитали такой подход поспешным, но прогнозируют, что на практике ничего принципиально не изменится.

  • Историк Михаил Сосновский замечает, что историю переписывают в зависимости от политической ситуации, которая ещё много раз поменяется:

– Как говорил Михаил Задорнов: «Россия – страна с непредсказуемым прошлым». Один из соавторов учебника ректор МГИМО Анатолий Торкунов не зря говорит о трактовке, которая «исходит из нашего сегодняшнего понимания того, что происходило и что происходит в настоящий момент». Кто знает, каким будет «наше завтрашнее понимание»? Так что в России надо жить долго, чтобы застать разные «понимания», в том числе и официальные.

Что же касается синхронизации курса истории России с мировой историей, а также увеличения разделов по истории Азии, Африки и Латинской Америки, то это можно только приветствовать. Мир действительно перестаёт быть европо- и американоцентричным, так что более развёрнутое представление о том, что собой представляют «развивающиеся страны», будет очень полезным для российских граждан.

  • Историк и социолог Михаил Рожанский отмечает, что некоторые разделы учебника не отличаются объективностью и непредвзятостью:

– Уже давал комментарии по поводу самой идеи внедрить одну линейку учебников истории как единственную «идеологически правильную», и не хотел говорить о них, пока не удалось увидеть хотя бы один. Но те несколько десятков страниц из разных разделов, которые опубликованы в интернете, позволяют судить уже не только о направленности, но и о стилистике.

Стилистику можно было бы назвать стилистикой лубка, которая характерна для учебников истории подростковых классов, но старшеклассников всё же за детей не держали даже в советских идеологических учебниках. Поэтому советские учебники по новейшей истории были такими сухими – объемное знание нельзя было дать без риска для автора и образовательных начальников.

А здесь держат за детей, готовых принять на веру всё, что скажет дядя. При этом играют в критическое мышление, время от времени обращаясь сверху вниз: мол, вы люди взрослые и сами разберетесь, к какому выводу мы вас подвели. Но это забота не о самостоятельном мышлении, а о том, что Эрих Фромм называл «автоматическим конформизмом»: у человека иллюзия самостоятельности рассуждений, но вывод в итоге должен обеспечить ему социальную безопасность. Однако, это и не лубок. Лубок всё-таки разноцветный, а на опубликованных фрагментах, хотя они и цветные, с картинками, черно-белая оптика в духе Холодной войны.

К сожалению, не видел разделы о 70-90-х годах, переписывание истории которых анонсировал Мединский, а конкретное содержание тех, что видел – о внешней политике накануне Второй мировой и о событиях последнего десятилетия – комментировать не буду, поскольку оспаривание даже очевидных передергиваний, содержащихся в учебнике, подпадает нынче под уголовную ответственность. Этот факт новейшей истории России в учебнике, кажется, не отражен. Вероятно, оставлен для самостоятельного изучения.

И очень впечатляют два обстоятельства. Первое – заявление, что учебники изданы так, чтобы могли прослужить не менее пяти лет. Можно на пять лет или на больший срок рассчитывать, если говорить о концепции учебника, судить не берусь, но чтобы вносить при расчете на долгожительство учебника в её содержание оценки последних полутора лет, надо либо обладать политической смелостью, либо не обладать исторической культурой вообще.

Второе – фамилия Мединского, уличенного и в плагиате, и в передергивании фактов на всех четырех учебниках, то есть он превратился в историка номер один. Конечно, какое время – такие песни. Это подтверждает тезис из учебника для 11 класса, что Россия в условиях мировой изоляции становится «страной безграничных возможностей». Для кого-то и вправду становится.

  • Историк, кандидат политических наук Алексей Петров* уверен, что сегодняшние события вообще не должны присутствовать в учебнике истории, а Мединскому лучше написать обычную книгу:

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ПЕТРОВЫМ АЛЕКСЕЕМ ВИКТОРОВИЧЕМ, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ПЕТРОВА АЛЕКСЕЯ ВИКТОРОВИЧА (18+)

– Слово «переписаны» часто беспокоит, поскольку это делается очень быстро. Говорить, что на Западе переписывают историю, и тут же переписывать самим – не самый лучший вариант. Тем более, что сейчас текст пишется под эмоциями происходящего и может таить в себе обиду, и порыв приписать украинскому народу те качества, которые к нему не имеют никакого отношения. Происходящее сейчас – никакая не история, а реалии. Я не советовал бы вообще писать об этом в учебниках, пока все не закончится и страсти не улягутся. Вписывать пропаганду в учебники – но мы ведь сами 30 лет назад решили от этого отказаться. Тогда работала комиссия из депутатов, которые признали это порочной практикой. Опять наступаем на те же грабли. Ну хочет Мединский вписать себя в историю – напиши книжку. Но зачем это подавать как учебное пособие или школьный учебник?

*Внесен в РФ в Единый реестр граждан и организаций, объявленных иностранными агентами

Другие отзывы из Иркутска на мировые и российские новости:

 
Отслеживать: Досье раздела
Ляпы в сочинениях ЕГЭ
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
  • Все права защищены © ООО «ИРА Телеинформ». Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на i38.ru (для интернет-СМИ) или на ИА «Телеинформ» (печатные, эфирные СМИ)
  • Дизайн-концепция © «Gombo Design». Верстка и техническая поддержка © «БайкалТелеИнформ»
  • Регистрационный номер — ИА № ФС 77 - 75717, выдан 24.05.2019 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
  • Политика в отношении обработки персональных данных
  • На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)
  • онлайн курсы бровиста