Общественная жизнь в Иркутской области | |
23.01.2018 |
|
Безопасность в иркутских школах: как уберечь детей и педагогов от насилия? |
Иркутская область, 23.01.18 (ИА «Телеинформ»), - Ужасающие случаи резни в российских школах, которые друг за другом произошли в Перми и Улан-Удэ, вызвали волну переосмысления подходов обеспечения безопасности в образовательных учреждениях. Обсудили этот вопрос и в Иркутске 22 января за тематическим круглым столом. Под «колпаком»?В школах по всей стране, безусловно, давно уже налажена система безопасности, но ориентирована она больше на «врага из вне». Это так называемая антитеррористическая защищённость. Её позволяют обеспечивать и камеры видеонаблюдения, и тревожные кнопки, и ограждение территории – то есть всё то, что повышает вероятность заметить подозрительного чужого, даже если на посту охраны сидит бабушка-вахтёр, а не сотрудник профессионального агентства. Эта система, хоть и не без сбоев, поскольку человеческий фактор никто не отменял, работает повсеместно. Сотрудников школ регулярно обучают правильной реакции и эвакуации в случае ЧС, есть в образовательных учреждениях и ответственные за это лица, говорит замминистра образования Иркутской области Максим Парфёнов. Однако случаи в Перми и Улан-Удэ – абсолютно другой вариант развития событий, при котором угроза становится внутренней и исходит от учащихся. Это совершенно новый для России сценарий и, к сожалению, он уже отнюдь не беспрецедентный. Первое за последнее время нападение на школу со стороны подростка произошло в сентябре прошлого года в подмосковной Ивантеевке. Тогда девятиклассник открыл стрельбу из пневматического ружья на уроке информатики. С собой у него был и топор. Череда этих трагедий неизбежно вызывает вопрос: что делать, чтобы школа была безопасным местом, как для детей, так и для учителей? Сейчас со стороны властей, в первую очередь, говорит Максим Парфёнов, в школы поступило распоряжение проверить свои системы наблюдения, пропускные пункты и договоры с теми организациями, с которыми заключены контракты на обеспечение безопасности образовательных организаций. Так, в Иркутске, например, рассказал представитель департамента образования города Андрей Трофименко, все школы полностью обеспечены и тревожными кнопками, и видеокамерами. Окончательно образовательные организации оснастили этой техникой в 2017 году, потратив из бюджета около 10 млн рублей. Сейчас администрация проводит ревизию школ, чтобы выяснить, где требуется заменить аппаратуру, которая была установлена давно и уже устарела. Вместе с тем, таких случаев, чтобы на территорию иркутских образовательной организации прошёл посторонний и тем более что-то пронёс, не было, говорит Андрей Трофименко. Сейчас, кстати, мэрия вместе с силовыми ведомствами анализирует здания и территории школ и детсадов на вероятность возникновения тех же терактов. Эта работа позволит создать на каждый объект свой паспорт безопасности. Напомним, кстати, кто будет обеспечивать безопасность в школе, выбирают сейчас родители, которые и платят за охрану из своего кармана. Детский омбудсмен Иркутской области Светлана Семёнова считает, что это обязанность государства и родители нести за это ответственность не должны. При этом охрану детей нужно поручать высокопрофессиональным специалистам. Возможно, этот вопрос поможет решить, к примеру, единая государственная система безопасности, считают эксперты. Техника не панацеяЭксперты, однако, сходятся в том, что одной техникой ситуацию не исправить. Более того, делать из школы подобие маленького полицейского государства с металлоискателями на входе и обязательным досмотром детей в принципе неприемлемо, говорит Светлана Семёнова. Она считает, что проблема в другом: в способности вообще взять холодное оружие в руки и пронести его в школу. При этом часто окружение детей, проявляющих признаки агрессии, видит «тревожные звоночки», но никому не сообщает о них. С другой стороны, родители могут годами не замечать всех этих сигналов. – Этот аспект более важен, чем внешние меры безопасности. Нужно ещё раз привлечь внимание педколлективов к воспитательной работе, к работе с родителями, потому что ребёнок, если таким образом проявляет агрессию, в первую очередь, несёт опасность сам для себя, – считает Максим Парфёнов. – Это такой же несовершеннолетний ребёнок, который пришёл к готовности совершить подобный поступок. В первую очередь, конечно, родители должны общаться со своими детьми, понимать, чем он живёт, какие у него мысли. Замминистра образования Иркутской области считает, что у школы есть необходимый ресурс, чтобы и выявить ребёнка в пограничном психологическом состоянии, и обратить на это внимание родителей, поскольку в учреждениях, помимо учителей и классных руководителей, есть и психологи, и социальные педагоги. Впрочем, и эта система несовершенна. Сам же Максим Парфёнов подтверждает: в Иркутской области 25% школ не обеспечены этими специалистами. В основном, психологов нет в малокомплектных школах в сельской местности и этот вопрос решается работой одного специалиста на несколько учреждений. Однако проблемы есть, например, и в областном центре. Чтобы решать эти вопросы, необходимо восстанавливать систему психолого-педагогической помощи, которая была нарушена почти 10 лет назад, говорит председатель иркутского профсоюза работников образования и науки Валентина Федосеева. Пока же всё идёт по пути сокращения психологической службы – фактически её сейчас нет на всех уровнях образования. – На сегодня, если руководитель заинтересован, то эти специалисты есть. В нашей школе на 700 детей есть два психолога, два социальных педагога, дефектолог и логопед. Наши психологи регулярно обследуют детей по разным диагностикам. С теми школьниками, которые попадают в поле зрения специалистов, ведётся точечная работа, – рассказывает директор школы №7 Наталья Мотовилова. Школа №7 – это исключение, говорит методист информационно-методического центра развития образования Иркутска Наталия Труфанова. Она считает, что в школах нужно создавать психолого-социальные службы, в которые будут входить и медики. Это нужно, поскольку квалификация школьных психологов позволяет им работать только с учениками нормы, у которых нет отклонений. Нужны и дефектологи, которых дефицит. Также службам нужно минимум по два психолога и социальных работников. Где искать помощиЭксперты отмечают, что сейчас стало очень много агрессивных детей – но это на фоне, с одной стороны, высокой загрузки на родителей на работе и, как следствие, малого количества времени на общение в семье. С другой стороны, общий градус агрессии в обществе стал гораздо выше, чем раньше. Современные дети с бесконечными информационными потоками с ранних лет впитывают представление о том, что насилие – это нормально. Скорректировать поведение ребёнка в пубертате, тем не менее, возможно, считает Наталия Труфанова. Подростки ещё не могут скрывать достаточно хорошо свои чувства и эмоции, поэтому всё считывается. Несмотря на это, те же школьные психологи зачастую ограничиваются только диагностикой, не проводя коррекционную работу, говорит специалист центра профилактики, реабилитации и коррекции Ольга Лукьянова. – Это неправильно. Иногда нужно ребёнку помочь здесь и сейчас, но специалисты в школе боятся что-то делать и в лучшем случае перенаправляют куда-то детей, например, в наш центр, либо ограничиваются просто беседой. А иногда нужно заметить этого ребёнка и поговорить не только с ним, но и с родителями, – говорит эксперт. Однако школьный психолог – это тот специалист, к которому нужно обращаться в первую очередь, если родитель понимает, что с его ребёнком что-то не так, говорит Светлана Семёнова. Кроме того, в Иркутской области и Иркутске есть региональные и муниципальные центры психолого-педагогической помощи. Частные специалисты – это тоже вариант, главное испробовать все возможности получить помощь. Если же взрослые узнали о том, что какой-либо ребёнок ведёт подготовку к преступлению или создаёт что-то противозаконное, об этом, конечно, нужно сообщить в соответствующие органы и службы, однако зачастую лучше делать это анонимно, особенно, если информация поступила от другого несовершеннолетнего – в интересах его психологического комфорта, считает детский омбудсмен. |