Общественная жизнь в Иркутской области | |
01.12.2020 |
Не бабром единым: какие интересные гербы городов и поселков есть в Иркутской области |
|
Иркутская область, 1.12.20 (ИА «Телеинформ»), - Сколько копий сломано на тему иркутского герба – не перечесть. Однако не только смесью тигра и бобра может похвастаться геральдика Приангарья. На гербах муниципальных образований региона можно найти грифона, рысь, змею, прочий зоопарк и гербарий, и даже «золотой снитч» – да-да, прямо как в «Гарри Поттере». Есть и наоборот – предельно простые символы. О самых интересных гербах в Иркутской области – в материале Телеинформа. Сразу отметим, что животные, люди и почти все другие изображения на гербах относятся к так называемым «негеральдическим фигурам». Основные гербовые фигуры на геральдическом щите просты: это полосы, кресты, кайма и несколько геометрических символов (квадраты, ромбы, треугольники, круги и так далее). Негеральдические делятся на естественные (животные, растения, люди), искусственные (оружие, инструменты, строения) и фантастические (гарпии, грифоны, двуглавые орлы, драконы). Фантастические и не очень твариИтак, с главным животным Иркутска и области все понятно. По одной версии бобр, по другой бабр – он же тигр – бегущий держит в зубах червленого (красного) соболя. Свое место он нашел заодно на гербах Шелехова, Иркутского района и поселка Молодежный Иркутского района. Кроме того, уменьшенный герб региона вписывают в верхний правый край щита других районов Иркутской области. Теперь поинтереснее. На гербе Саянска уместился не кто-нибудь, а серебряный грифон. Этому мифическому существу приписывают охранительные функции. Изображенный в синем поле, он идет по красной оконечности (нижняя часть геральдического щита), на которой стилизованно изобразили кристаллическую решетку химического элемента и две сосновые шишки. Основная идея герба – развитие химической промышленности в тайге и над этим высший разум (грифон олицетворяет богочеловека), который бережно хранит, использует и приумножает природные богатства. В Балаганском районе и в райцентре – Балаганске – один герб на двоих. В его основе – исторический герб уездного города Балаганска Иркутского наместничества, Высочайше утвержденный 13 марта 1777 года, подлинное описание которого гласит: «Въ верхней половине щита, золотой, Императорскiй выходящiй орелъ; нижняя часть зеленая, съ тремя треугольными золотыми шляпами, каковыя братскiе казаки носятъ, изъявляя симъ полевое обитание окружнымъ сего города жителямъ, и что въ семъ городъ съ сихъ казаковъ собираютъ подать». Сам орел символизирует храбрость, веру, победу, величие, власть, а его черный цвет – благоразумие, мудрость, скромность, честность и вечность бытия. Он коронован императорскими коронами, над ним такая же корона, но большая. Нижняя часть щита, помимо изображения шляп тех «братских казаков», означает и сельскохозяйственную направленность района: зеленый и золотой – цвета плодородия. Герб Бодайбо и района в чем-то даже элегантен: в красном поле на золотом сундуке лежит золотая же рысь. Это, конечно, не мифическое существо, но край золотодобытчиков придает всем своим символам некий флер сказочности. Эльдорадо по-сибирски. Сундук означает природные богатства района, в первую очередь именно добычу золота. Рысь – символ бдительности и охраны, кроме того, в местных лесах распространено это животное. Она указывает на то, что прежде чем воспользоваться богатством, его еще нужно добыть, что не всегда бывает просто сделать. Змея – тоже животное не фантастическое, но когда она в короне, появляются ассоциации с бажовскими сказами. Но у Холмогоя в Заларинском районе – а это герб именно этого муниципального образования – своя история. Название села происходит от бурятских слов «гол» – лощина и «могой» – змея. Кстати, до 2018 года герб Холмогоя был проще – три холма с восходящим из-за них солнцем, река и желто-зеленое поле. В мире животных (и растений)Перейдем к изображениям природы на гербах районов, городов и поселков Иркутской области. Животные и растения присутствуют на гербах более чем 70 муниципальных образований. Самый популярный, конечно, соболь: не считая случаев, когда его держит бабр, этот пушной зверек изображен на 10 гербах Приангарья. Второе место по частоте присутствия делят медведь и рыбы – по восемь изображений. Часто можно встретить на гербах муниципалитетов быков, коней, глухарей, журавлей, чаек, лосей и оленей. Горностаи изображены на гербах Усольского района и поселка Мишелевка, расположенном в этом же районе. Бурундуки – главные символы Усть-Илимского района и Балахнинского МО Бодайбинского района. В Чунском районе этот зверь делит гербовый щит с рябчиком. Кстати, «бурундуками» называли коренных жителей Среднего Приангарья участники первых экспедиций топографов и геологов. Гербы Ольхонского и Казачинско-Ленского районов украшают орланы-белохвосты. Только если в прибайкальской территории птица гордо парит над водой, в которой плывут рыбы, у северян она несет рыбу в лапах. Кроме того, у орланов – разный смысл. Заселение Казачинско-Ленского района русскими «промышленными людьми» происходило в основном по берегам реки Киренга. Ее название произошло от эвенкийского слова «кирен» – названия птицы (орлана-белохвоста) и слова «гна» – места, где она вьет свое гнездо. Изображение орлана-белохвоста, держащего рыбу, делает «гласным» название реки в гербе. В Ольхонском же районе на геральдическом щите изображен Белоголовый орел, культ которого составляет очень древний пласт верований бурят, исторически связанных с Ольхоном. Орла именовали Большой птицей, Князь-Птицей, и даже – Великим отцом Ольхона (в легендах божеством-хозяином Ольхона является орел). В Ключевском МО Казачинско-Ленского района на гербе нарисована черно-серебряная оляпка, восседающая на одном из трех ключей, в поселке Новая Игирма Нижнеилимского района – две белки. У села Тыреть Усольского района лисица аллегорически изображает реку Унга, на которой стоит населенный пункт: ее название, по одному из предположений, происходит от бурятского «үнэгэн», которое переводится на русский язык как «лиса». Река петляет, делает изгибы – то есть, «хитрит» как лиса. На гербе села Сосновка Усольского района – две курицы, которые символизируют крупнейшее местное предприятие – птицефабрику. Из растений, помимо классических сельскохозяйственных культур и изображающих богатства лесов сосен, елей, кедров и берез, примечательна черемуха. Свое отображение она нашла на гербах Черемхово, Черемховского района и трех муниципальных образований в его границах. В Булайском МО помимо черемухи на гербе – жаворонок как символ сельской местности: у восточных славян с прилетом этих птиц было связано начало сева. В рабочем поселке Михайловка к черемухе добавлен символ Транссиба и станции Половина – золотое колесо и расходящиеся от центра щита ступени. В Новогромовском МО на гербе – гербарий: черемуха, малина, береза и пшеница. Цветком яблони как символом Победы в Великой Отечественной войне украшен герб села Майск Осинского района, пять лепестков – память о ныне расселенных пяти деревнях в этой территории. Картофель «цветет» на гербах Железнодорожного МО Усольского района и Оёкского МО Иркутского района, красноречиво символизируя развитое производство этой культуры. Помни свои корниОт природы перейдем к коренным жителям Иркутской области. В Усть-Ордынский Бурятский округ входят шесть районов. Каждый из этих гербов – интересен и необычен. К примеру, у Аларского района он отчасти напоминает флаг Европы. Только на последнем круг из 12 золотых звезд в синем поле, а в Аларском районе их 17 – по числу сельских поселений в составе района. Плюс внутри круга перевязанный зеленой лентой сноп. Из традиционных бурятских символов – триада (трискелион) и орнамент-меандр. У Баяндаевского района на гербе – голова кабарги в восьмиграннике, символизирующем внешний край основания бурятской юрты. Нижнюю часть восьмигранника украшают пять золотых монет – традиционный элемент национального костюма буряток. Кабарга – исчезающий вид рода оленьевых, занесенный в Красную книгу России. Изображение кабарги на гербе района – напоминание о необходимости бережного отношения к природе. В Боханском районе на гербе – пурпурный бык с золотыми рогами и копытами, застывший в оборонительной позе. Тут бы и вспомнить гумилевскую «Поэму начала», где «красный бык приподнял рога» «из-за свежих волн океана», но исторически бык связан с Боханским районом гораздо дольше. Существует множество легенд и преданий о происхождении названия поселка Бохан – административного центра современного Боханского района. Большинство версий сходятся в том, что родоначальником племени боханцев был некий великан, который славился неимоверной силой, равной силе степного быка-пороза. Этого великана прозвали Бо-ханом, что можно перевести как «царь шаманов». Так что бык на гербе, с одной стороны, делает название района «гласным», а с другой – символизирует развитое здесь животноводство. Над быком изображен пурпурный же круг с золотым трискелионом. В зелено-голубой оконечности щита – золотой колос, означающий земледелие, плодородие и изобилие. Двадцать две остинки колоса косвенно символизируют, что Боханский район был образован 9 января 1922 года. Эхирит-Булагатский район тоже отметился национальными элементами на гербе. На геральдическом щите в лазоревом поле меж двумя резными коновязями – сэргэ – бежит белый конь, сверху изображен золотой безант с вписанным в него трискелионом. Герб отражает вековые традиции самобытного района. Две сэргэ – аллегория легендарных братьев-близнецов Эхирита и Булагата, родоначальников двух бурятских родов. Сэргэ – символ дерева жизни, мирового дерева, объединяющего три мира, связанный с культом коня. На столбе вырезались три горизонтальные канавки. Верхняя предназначалась для привязывания коней небожителей, верхнего мира, средняя – для коней людей, и нижняя – для лошадей подземного мира. Сам же конь символизирует привязанность бурятских племен к этим благородным животным, которых они считают олицетворением душ своих предков. Гербовая эмблема Осинского района (по данным «Геральдикума», неофициальная) насыщена элементами. Серебряный щит разделен на четыре части, в центре – зеленый круг с контуром района и его названием. В одной из четырех частей – пшеничные колосья, в другой – зеленая ель. В одной из нижних четвертей схематичные волны, в последней – силуэты коровы и лошади. Вместе герб символизирует сельскохозяйственную направленность Осинского района и природные богатства территории. Еще затейливее – герб Нукутского района. Для разнообразия геральдический щит района – единственный в области – круглый, а «французский», как все остальные. Основное изображение опоясано золотым кольцом. В верхней части на нем схематично нарисованы пшеничные колосья. В нижней – на стилизованной национальной бурятской ленте – хадаке – написано название района. Сам круг разделен на две равновеликие части. В верхней точке герба изображен символ «соембо» золотого цвета. Верхняя половина изображает гору Турэн с поднимающимся из-за нее солнцем, что символизирует возрождение Нукутского района. В нижней части – синяя полоса и волны, зеленая полоса, фонтан и символические гипс и уголь – белая с вертикальными чертами и черная полосы соответственно. Стоит также отметить, что не утвержденные проекты герба Нукутского района тоже любопытны. Герб Нукутского района языком символов и аллегорий отражает природные, географические и национальные особенности территории: и национальный состав района, и целебные источники, и природные недра. «В волнисто-скошенно четверочастном поле вверху, в лазури, золотое соембо (безант между пламенем и месяцем), по сторонам в золоте – черный ромб с каждой стороны, внизу в зелени – такой же серебряный ромб». Другой проект герба предлагал поместить в геральдический щит Нукутского района золотого крылатого быка – и тоже символ соембо. Упрощая – упрощайВ противовес перенасыщенным деталями гербам – несколько слов о наиболее лаконичных. Например, город Зима. В его гербе – всего два цвета белый и голубой. В центре щита стилизованная восьмилучевая снежинка, вписанная в кольцо, над ней – три серебряных ели в голубом поле. Название города косвенно зашифровано и в образе зимней снежинки, и в припорошенных снегом елях, и в серебряном (белом) поле щита. Богатство здешних мест хвойными породами деревьев, а также имеющиеся в городе лесоперерабатывающие предприятия символически отражены в гербе городского муниципального образования тремя елками. Ель, как одно из вечнозеленых деревьев России – символ вечности, у древних народов ель считалась символом цельности и честности. Зиминское городское муниципальное образование известно как крупный железнодорожный узел, что на гербе отражено снежинкой стилизованной под колесо – символ железнодорожного транспорта и его производственных структур. Вместе с тем, происхождение названия Зима никак не связано с названием времени года. Например, в книге Матвея Мельхеева «Географические названия Восточной Сибири» высказывается версия, что гидроним Зима происходит от бурятского зэмэ, что означает «вина», «провинность». Или, скажем, город Усть-Илимск. Зелено-голубой щит наискось поделен перевязью, «изломанной подобно громовой стреле». Герб символизирует единство энергетики и природы. Красный цвет полосы перевязи аллегорически показывает основу города – три ударные комсомольские стройки: Усть-Илимская ГЭС, город Усть-Илимск и Усть-Илимский ЛПК. Минимум символов находится и на гербе Нижнеудинска и Нижнеудинского района. Там в голубом поле (у района – еще и между узкими серебряными главой и оконечностью) – три золотые треугольные шляпы, окруженные разомкнутым сверху золотым венком из ветвей кедра. За основу композиции взяли исторический герб, пожалованный городу Нижнеудинск 26 октября 1790 года (по старому стилю). Также вид шляп символизирует проживание на территории Нижнеудинского района малой народности – тофаларов, а заостренность самих шляп является аллегорией на горные вершины Восточного Саяна, по которым проходит юго-восточная граница района. Простой, хотя на первый взгляд так может не показаться, герб Слюдянского района. Он представляет собой композицию двух аллегорий: шар – озеро Байкал и кольцо – кристаллы слюды. Лазоревый круг (шар) символизирует знаменитое своей чистейшей водой «славное море – священный Байкал» (круг заполнен серебряными завитками внутри круга – аллегория гребней волн озера). Круг заключен в кольцо, стилизованное под кристаллы слюды, гласно указывающее название района. Символика кольца – неразрывное единство, цельность, бесконечный круговорот. Чуть сложнее – герб собственно Слюдянки. В таком же слюдяном кольце – скрещенные топор и якорь, а под ним – летящая чайка, чьи крылья одновременно рисуют две горные вершины. Один из наиболее простых гербов Приангарья – у Киренска. В золотом поле волнистая река Киренга, разделяющаяся на два устья, «составленная из пояса и узкого косвенного столба». Своего рода «Швеция наоборот»: напомним, флаг скандинавской страны – голубой с золотым крестом. Герб Киренского муниципального образования разработан на основе исторического герба уездного города Киренска, утвержденного в 1790 году. Тогда он выглядел так же, только венчал его бабр Иркутской губернии. Чуть ранее, в 1777 году, символ города (на тот момент – Усть-Киренска) был и того проще – три голубые полосы, соединяющиеся в середине серебряного щита и образующие стропило с отходящим вверх от острия лучом. С 2010 до 2019 года, для сравнения, у Киренска был сложносочиненный герб: в зеленом поле поверх синего вилообразного креста – золотой судовой штурвал с черным судовым якорем и серебристым двухлопастным пропеллером, обрамленный колосьями пшеницы, и сидел под всем этим добром черный соболь. В поселке Магистральный Казачинско-Ленского района в гербе аллегорически изобразили БАМ: всесоюзная стройка и породила населенный пункт. На геральдическом щите поселения в лазоревом поле помещен узкий золотой пояс, пронзенный пятью железнодорожными костылями того же металла, из которых средний больше. Он символизирует станцию Киренга, расположенную между станциями Западного участка БАМа Иркутской области Звездная, Ния, и Улькан, Кунерма. Костыль (в значении гвоздь) – символ единения, крепости, неразрывности, направленности действия. Еще два лаконичных «железнодорожных» герба есть в Усть-Илимском и Шелеховском районах. Символ рабочего поселка Железнодорожный – колокол-рында с хвойными ветками по сторонам от нее и окаймленный серебром пурпурный пояс как знак железной дороги. Над рындой – восьмилучевая звезда, означающая энергию Усть-Илимской ГЭС. Что интересно, такой герб у поселения – с 2018 года, а два года до этого на щите поселка были схематичные золотые ели и среди них – движущийся железнодорожный состав, груженный лесом. Похож на него герб Большелугского МО Шелеховского района, где из условного леса выезжает электропоезд. Узнаваемый и простой герб у Тайшета. В нем использованы всего три цвета – черный, зеленый и серебро. Геральдический щит разделен узким черным крестом с удлиненными нижней и левой сторонами. В самой большой части в зеленом поле изображена серебряная ель, остальные три части пустые. Просто и лаконично. Символизирует этот герб лесопромышленный потенциал района, а также духовную чистоту, благородство и потенциал к взаимосотрудничеству (пустые серебряные поля). В прежних версиях герба символически была изображена железная дорога – градообразующее предприятие, положившее начало Тайшету. У вас осложнениеТеперь – о том, ради чего мы тут собрались. Сложно? Необычно? Не герб, а картина? Ничего не понятно, но интересно? Это в Иркутской области знают, умеют, практикуют. Зачастую символика герба живет своей жизнью, вызывая совершенно неожиданные ассоциации, как, например, в случае поселка Средний Усольского района. Геральдическое описание изображения: в рассеченном лазоревом и червленом поле изображен шар, окруженный дубовым венком, от которого поверх венка отходят в стороны крылья. Красный и синий цвета, золотой снитч… Где-то мы про это читали? Но на самом деле, конечно же, сказки тут ни при чем: крылья – символ военного аэродрома Белая. В гербе Шелехова – символы места, имени и земли Иркутской: краснокнижный цветок жарок, золотой парусник Григория Шелихова и бабр с соболем. В основании бело-голубого полосатого щита – химический знак алюминия. Герб Ангарска, в целом, на слуху и на виду – бегущая золотая женщина в зеленом поле над геральдическими зубцами волн. Это – героиня народного эпоса красавица-Ангара, сбежавшая от отца-Байкала к жениху-Енисею. Во времена СССР герб города был радикально другим – в красном щите схематичная нефтехимическая установка и серо-голубая муаровая лента ордена Трудового Красного Знамени. Люди изображены еще на трех гербах муниципалитетов Иркутской области. В Ханжиновском МО Заларинского района бал правит интернационал. С герба на зрителя смотрят три женщины в национальных костюмах – русская с венком из колосьев в руках, бурятка с корзиной малины и татарка с «букетом» из березовой, еловой и сосновой веток. В верхней части щита сияет солнце. Аллегорически изображены не только три этнические общины, участвовавшие в заселении территории, но и три реки, на которых стоит поселение. Герб села Ирхидей Осинского района похож на картину. Щит разделен на четыре части, в каждой – свое изображение: колосья, горы, волны, лес. В центре щита – круг, в котором лучник в национальном костюме выпускает стрелу. По одной из версий сын прародителя жителей поселения Хоогой Тэгшэхэн был отличным воином-стрелком. А при меткой стрельбе из лука немаловажную роль играет большой палец – эрхы. От этого слова и образовалось название села – Эрхэдэй. Если в двух предыдущих гербах люди были изображены подробно, детализировано, то у Бирюсинска они – символичны. Двое взрослых и ребенок стоят под крышей дома на фоне восходящего солнца, опираясь без касания на фигуры правой и левой руки. При кажущейся простоте изображения все линии беглый взгляд может опознать не сразу. Прежний, советский герб, кстати, тоже замысловат: в золотом щите – светло-зеленая реторта, внутри нее – срез дерева и циркулярная пила, в нижней части щита – пояс из синих чешуек, означающий реку Бирюса. Еще одни руки есть на щите Владимирского МО Заларинского района. они изображены в верхней части щита и держат червленое, окаймленное золотом сердце с серебряным крестом внутри него. В нижней части щита – символическое изображение угольной шахты. Название села происходит от имени первооснователя, который открыл расположенное здесь месторождение каменного угля. Но отвлечемся от людей. В Иркутской области любят изображать на гербах еще две вещи: корабли и здания. Лодка нашла свое место на щите Свирска – она везет якорь, черную пирамиду (уголь) и зубчатое колесо (символ промышленности). Жигалово и одноименный район также имеют своим символом плавсредство. Если у района парус весельной ладьи – белый, а в верхнем правом углу шагает соболь, то у райцентра на парусе карбаса (большая лодка для рыбного промысла) – златорогий олень, а вместо соболя на зеленом фоне золотые кедровые ветви с шишками. Различные церкви, остроги и срубы украшают геральдические щиты еще нескольких муниципалитетов. В Усолье-Сибирском это – здравница-курорт. В Усть-Кутском районе – деревянная бревенчатая крепость с крытой галереей по верху стены. Спасская башня Илимского острога – на гербе Нижнеилимского района. У Голуметского МО Черемховского района – детализированная золотая каменная церковь с тремя видимыми главками с зелеными куполами. Шатровая красная церковь с зелеными крышами и золотыми дверьми и окнами – на гербе Олхинского МО Шелеховского района. Купол от церкви нашел свое место на сложносочиненном гербе Тельминского МО Усольского района, символизируя храм Казанской Иконы Божией Матери. Еще на щите поселения – лента полотна, продетая сквозь челноки (символ ткацкого производства), которые в свою очередь аллегорически отражают производство в населенном пункте зеркал. Два цвета ленты – аллегория связи прошлого (серебро – Тельминская суконная мануфактура) и настоящего (пурпур – Ангарская швейная мануфактура). Также на гербе есть условный белый куб – кристалл соли – и ветка ивы. И, наконец, деревянная изба и березы – символы сразу двух населенных пунктов Иркутской области: Березняковского МО Нижнеилимского района и Черемховского сельского поселения Черемховского района. По сравнению с тщательно прорисованными бревнами или лицами у Тайтурского МО в Усольском районе – простой герб, но тоже необычный. В нем – четыре серебряных геральдических камня, каждый – о четырех острых и четырех скругленных углах попеременно. Они – символ многочисленных месторождений полезных ископаемых, которые есть в границах муниципалитета. Закончим одним из самых необычных и красивых гербов Приангарья, которого уже, увы, не существует. Речь о Мальтинском МО Усольского района. В лазоревом поле там – серебряный фонтан, концы струй которого превращаются в гроздья цветов черемухи того же металла, с золотыми сердцевинами. Фонтан бьет из серебряного полумесяца, под которым – серебряный же мамонтовый бивень. Название самого муниципального образования и его административного центра села Мальта происходит от бурятского «мойкон» – «черемуха» или «моэлта» – «черемуховое место», что связано с обилием черемухи по правобережью реки Белая. В Мальте были обнаружены статуэтки палеолитических Венер, изготовленных из бивня мамонта, гравированные изображения мамонтов. Также в Мальте – богатые минеральные источники, на основе которых функционирует одноименный санаторий. Однако в 2017 году Мальтинское муниципальное образование было включено в состав Белореченского городского муниципального образования. Его герб – золотой каравай с серебряной солонкой, помещенный в центр символического солнца, в нижней части лазоревого щита серебряный волнистый пояс, означающий реку Белая. Мария Маякова, Телеинформ, по материалам geraldika.ru, heraldicum.ru и сайтов администраций муниципальных образований Иркутской области Тэги:
|