ТЕМЫ
Архив
< Октябрь 2020 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  
Сегодня
Общественная жизнь в Иркутской области

«Огненный таран» Николая Гастелло: героическая смерть в самом начале войны

Иркутская область, 4.09.20 (ИА «Телеинформ»), - Имя Николая Гастелло стало нарицательным для летчиков, которые совершали «огненный таран», пикируя в горящем самолете на вражеские объекты. Сам же он героически погиб в самом начале Великой Отечественной войны. О летчике Николае Гастелло – новый материал Телеинформа в рамках проекта «Улицы имени Победы».

«Огненный таран» Николая Гастелло: героическая смерть в самом начале войны

Белорусские корни

Отец Николая Гастелло, Франц Павлович, родился в маленькой белорусской деревне Плужины под городом Новогрудком.

– Правильно нашу фамилию следовало бы писать и произносить «Гастылло». А Гастелло – это по московскому мягкому говору. Так стали писать и произносить отцову фамилию в литейном цехе Московско-Казанской железной дороги, куда привела Франца Павловича тяжелая крестьянская нужда задолго до революции, – пишет в своей книге «Рассказ о брате» сестра Николая, Нина Францевна Гастелло.

У Франца Павловича было двое старших братьев. Когда умер отец семейства, все трое разлетелись по свету в поисках лучшей жизни. Франц Павлович пришел в Москву в 1900 году, встретил там белошвейку Анастасию Семеновну Кутузову, с которой они в 1906 году поженились. На второй год семейной жизни, 23 апреля 1907 года, у Франца Павловича Гастелло и его жены родился первенец – сын Николай, в 1912 году – дочь Нина, а через год – второй сын, Виктор.

– Первые десять лет отец прожил на Пресненской заставе, снимая маленькую комнатушку в частном доме… На всю жизнь в его памяти остались события революционных дней 1905 года. Он воспринял их как призыв к борьбе с несправедливостью и насилием. Вместе с другими рабочими отец сооружал баррикады, расклеивал листовки, скрывался от жандармов в темных московских переулках, одним из первых пошел на заводские гудки, возвестившие 7 декабря в двенадцать часов о начале всеобщей стачки. До конца своей жизни отец помнил о кровавой царской расправе с рабочими, помнил своих товарищей, оставшихся лежать на улицах и в переулках Пресни. Впоследствии с замиранием сердца слушал его рассказы мой старший брат Николай, – вспоминает Нина Францевна.

Перед Первой мировой войной 1914 года семья Гастелло переехала с Пресненской заставы в Сокольники. Год спустя маленький Коля поступил в 3-е Сокольническое городское мужское училище имени Пушкина на Девятой Сокольнической улице.

– Прошло уже много лет, но мне хорошо помнится ученик Коля Гастелло. Вот он в классе, блестят его темные глазенки. С большим интересом он слушал мои объяснения. Школу он очень любил и к выполнению заданий всегда относился аккуратно. Живой, веселый был мальчик Коля. Хорошим был он товарищем, всегда делился с ребятами своими знаниями, помогал слабым. С детства проявлял твердость характера, если что задумает – доведет до конца. С первого класса стал проявлять интерес к самолетам, делал летающие «птички» из бумаги, а позже научился делать и летающие модели самолетов, – говорится в письме его учительницы Евгении Сергеевны Таланниковой.

«Огненный таран» Николая Гастелло: героическая смерть в самом начале войны

Юность и любовь

В 1924 году семья Гастелло переехала в Муром, где Николай поступил слесарем на Паровозостроительный завод имени Дзержинского, где работал и его отец. Параллельно с этим он окончил школу (ныне – средняя школа №33). В 1928 году вступил в ВКП(б).

Ветеран труда, участник Великой Отечественной войны Павел Иванович Стрельников, друг юности Николая, так вспоминает о нем в те годы:

– Николай всегда стремился помочь людям, и если это у него получалось, чувствовал особое удовлетворение. Видимо, постоянное желание сделать людям добро рождало в нем стремление к расширению знаний. Гастелло уверенно говорил: «Чем выше знания человека, тем он больше сможет людям принести пользы».

В рабочем поселке Казанка под Муромом Николай Гастелло сыграл свадьбу. В жены он взял дочь паровозного машиниста Петра Диомидовича Матосова Аню.

У Петра Диомидовича было четыре дочери. Девочки унаследовали от отца любовь и уважение к книгам. Начитанностью и любознательностью они заметно отличались от своих сверстниц. Кроме того, преуспевая в учебе, они охотно занимались художественной самодеятельностью, были активистками драматического кружка и агитколлектива «Синяя блуза». Старшая из сестер, Аня, хорошо пела и танцевала. А к тому же помогала отцу содержать семью: работала в клубе кассиром, а затем заведовала клубной библиотекой.

– Здесь, в библиотеке, Аня впервые обратила внимание на скромного, застенчивого парня, который на обычный ее вопрос – «Что бы вы хотели почитать?» – краснел, не смея поднять на нее глаз, – рассказывает Нина Францевна. – Вначале он появился в библиотеке, чтобы обменять книгу, но потом зачастил, стал заходить ежедневно. Придет в библиотеку, сидит в уголке и рассматривает книжный каталог.

В 1930 году семья Гастелло переехала в Подмосковье. Настояло на этом как молодое поколение, так и Анастасия Семеновна. Временно они поселились в поселке Хлебниково у дальних родственников. К работе, как приехали, приступили одновременно все взрослые. Франц Павлович подался по своей специальности, Николай – на Первый государственный механический завод строительных машин имени 1 Мая, его жена Анна Петровна трудилась в мастерских Московско-Казанской железной дороги. Анастасия Семеновна продолжала вести домашнее хозяйство, Нина училась в школе, а младший брат Виктор остался в Муроме, ему надо было закончить ФЗУ.

«Огненный таран» Николая Гастелло: героическая смерть в самом начале войны

Крылатое сердце

Любовь к самолетам привела Николая в Луганское летное училище, куда его рекомендовал партком завода в 1932 году. Тогда коммунистов направляли на учебу в военные училища, а в стране создавались эскадрильи Красного Воздушного Флота. Будущему летчику к этому моменту исполнилось 25 лет.

– Домой Коля писал часто. Из писем мы узнали, что прибыл он в Луганск с первым потоком. Училище только начинало свое существование. Место, где оно расположилось, находилось недалеко от города, за небольшим леском. Под открытым небом расположилась небольшая самолетная стоянка. Рядом с ней были поставлены брезентовые палатки учлетов. Здесь же стояли и ящики с авиамоторами, – вспоминает Нина Францевна. – Ребятам, прибывшим на учебу, прежде всего пришлось заниматься хозяйственными делами. Они устанавливали ангары, в которых размещали учебные самолеты и учебные пособия. Строили служебные помещения.

Учиться летному делу приходилось ускоренными темпами. Сроки были до предела сжатые. Всего около двух лет отводилось и на теоретическую подготовку, и на освоение пилотажных навыков. Вот почему каждый день не только проводились занятия по изучению материальной части, аэродинамике, самолетовождению, но и непрерывно упражнялись на тренажерах. Кроме того, как всегда, в свободное время продолжали помогать строителям: ведь возводилось капитальное здание учебного корпуса.

Курсанты начинали обучаться летному делу на учебном самолете У-2. Эта машина авиаконструктора Поликарпова появилась в 1928 году. Самолет имел два сиденья – переднее и заднее с дублирующим управлением. Скорость его полета была около 150 километров в час. У-2 имел замечательные летные качества: был неприхотлив, хорошо слушался рулей. Вот на таком самолете, как и многие советские летчики того времени, Николай и начинал учиться летать.

– Я помню, когда Николай впервые показал свои летные способности, как совершил свой первый самостоятельный полет, – вспоминал бывший инструктор Николая полковник Трубицин, когда приезжал к семье Гастелло уже после войны. – Я обучал его летному делу, и мне было очень приятно, когда курсант Гастелло впервые показал отличные навыки пилотирования. Но я наблюдал за курсантами не только в полете, но и на земле. Сначала мне казалось, что Николай как-то держится отчужденно от товарищей, берет все усидчивостью, зубрежкой. Он действительно много занимался. И впоследствии я понял, что к обязанностям курсанта он относился исключительно добросовестно, всегда с особой аккуратностью выполнял задания. Еще мне запомнились такие его замечательные качества: он всегда был очень отзывчив, друга в беде не оставит, придет в нужный момент на помощь. Таким он оставался до окончания училища – сдержанным, скромным и исполнительным.

Полковник Трубицин вспоминал, как на выпускные экзамены курсантов в школу из Москвы прибыл начальник Военно-Воздушных Сил Красной Армии. На этих ответственных испытаниях курсант Гастелло показал отличные качества пилотирования. Он демонстрировал свои летные достижения на учебном истребителе И-5. По тем временам это была отличная высокоманевренная машина, со скоростью около 300 километров в час.

С мая 1932 по декабрь 1933 года Николай Гастелло учился в 11-й военной школе пилотов, с декабря 1933 по ноябрь 1934 года был пилотом 82-й авиационной эскадрильи 21-го авиаполка. В ноябре 1934 года ему присвоили звание младшего лейтенанта, с этого момента он уже самостоятельно пилотировал самолет, став командиром корабля.

В 1938 году после реорганизации соединения Николай оказался в 1-м тяжелобомбардировочном авиаполку. В мае 1939 года он стал командиром звена, а через год с небольшим – заместителем командира эскадрильи. В 1939 году участвовал в боях на Халхин-Голе в составе 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка, которому была придана эскадрилья 1-го тяжелобомбардировочного авиаполка. Участвовал в советско-финской войне 1939-1940 годов и операции по присоединению Бессарабии и Северной Буковины к СССР (июнь-июль 1940 года). Осенью 1940 года авиационная часть, в которой служил Николай Гастелло, перебазировалась к западным границам СССР, в город Великие Луки, а затем – в авиагородок Боровское под Смоленском.

В 1940 году Николаю Гастелло присвоено звание капитана. Следующей весной он прошел соответствующую переподготовку и освоил самолет ДБ-3ф, а с 24 мая уже командовал эскадрильей 207-го дальнебомбардировочного авиаполка.

«Огненный таран» Николая Гастелло: героическая смерть в самом начале войны

Подвиг

Свой подвиг Николай Гастелло совершил 26 июня 1941 года – всего лишь через четыре дня после начала Великой Отечественной войны. Он погиб в 34 года. Дома у Николая остался маленький сын Виктор, названный в честь младшего брата, который тоже погиб в Великую Отечественную войну, но годом позже, в сентябре 1942 года в бою за деревню Дыбалово Ржевского района Тверской области.

Как пишут в книге «Годы в огненном небе» Павел Бочкарев и Николай Парыгин, 24 июня 1941 года над аэродромом Боровское появился одиночный бомбардировщик Ю-88. Пролетая вблизи аэродрома, он с малой высоты открыл пулеметный огонь по советским самолетам. Командир четвертой эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного полка капитан Николай Гастелло, участник боев на Халхин-Голе и советско-финляндской войны, занял место за верхней турельной установкой ближайшего Ил-4 и открыл по врагу прицельную стрельбу.

– На какую-то долю секунды он упредил врага и сразил его длинной пулеметной очередью. «Юнкерс» приземлился на колхозном поле, где авиаторы 257-го батальона аэродромного обслуживания захватили его экипаж в плен. За боевую инициативу командование 42-в авиадивизии представило Николая Францевича к награде. Но еще не успели документы уйти в вышестоящий штаб, летчик совершил новый подвиг, прославивший его имя, – рассказывают авторы.

26 июня фашистские танки и автомашины, двигавшиеся по Молодечненскому шоссе, на участке Молодечно – Родышковичи были атакованы группой ДБ-3, которую вел капитан Гастелло. Урон врагу летчики нанесли большой. Гастелло дал сигнал делать второй заход. Но гитлеровцы, опомнившись, открыли сильный зенитный огонь. Один из бомбардировщиков загорелся, и фашисты с ужасом увидели, что он, изменив курс, стремительно приближается к земле, нацелившись в центр колонны.

В паре с капитаном Гастелло летел экипаж старшего лейтенанта Федора Воробьева. Он и описал все случившееся.

– Шли на высоте 1000 метров. Через час с небольшим звено обнаружило южнее Радошковичей большую вражескую моторизованную колонну. Тут они произвели свой первый бомбовый удар по целям, прикрытым мощными зенитными средствами. Уходя от цели, с разворотом на солнце, Воробьев заметил дым, идущий из самолета Гастелло. Объятый пламенем самолет кренился вправо, но Гастелло сумел выровнять машину и подал сигнал Воробьеву возвращаться на базу. Сам же с резким скольжением на крыло развернул машину и пошел на скопление танков и бензозаправщиков противника у лесочка на окраине деревни Декшняны. Раздался взрыв необычайной силы. Возник огромный столб огня и дыма в центре скопления танков, последовала затем еще серия взрывов… – пишет в своих воспоминаниях сын Николая Гастелло Виктор.

Маршал авиации Николай Скрипко вспоминал:

– Когда командир 42-й дальнебомбардировочной авиадивизии полковник Михаил Борисенко доложил о героическом подвиге капитана Николая Гастелло, совершившего огненный таран, я приказал выслать самолет с фотоустановкой и сфотографировать с малой высоты место гибели экипажа. Буквально на другой день мы с бригадным комиссаром Одноволом держали в руках снимок, на котором отчетливо были видны воронка, образовавшаяся на месте удара самолета о землю, отброшенные при взрыве части корабля и много сгоревших фашистских танков и автомашин. Дорогой ценой заплатил враг за гибель легендарного экипажа Гастелло!

Вскоре подвиг Гастелло получил широкое освещение в советских средствах массовой информации. Впервые о нем было публично упомянуто 5 июля 1941 года в вечерней сводке Советского информбюро:

– Героический подвиг совершил командир эскадрильи капитан Гастелло. Снаряд вражеской зенитки попал в бензиновый бак его самолета. Бесстрашный командир направил охваченный пламенем самолет на скопление автомашин и бензиновых цистерн противника. Десятки германских машин и цистерн взорвались вместе с самолетом героя.

25 июля 1941 года командиром 207-го дальнебомбардировочного авиаполка капитаном Лобановым и военным комиссаром полка полковым комиссаром Кузнецовым Николай Гастелло был представлен к званию Героя Советского Союза.

«Огненный таран» Гастелло стал одним из самых известных примеров героизма в истории Великой Отечественной войны и использовался для военно-патриотической пропаганды и воспитания молодежи как в ходе войны, так и в послевоенный период, вплоть до распада СССР. Летчиков, совершивших такой подвиг, называли «гастелловцами».

Остальные члены экипажа – лейтенанты Григорий Николаевич Скоробогатый и Анатолий Акимович Бурденюк, стрелок-радист старший сержант Алексей Александрович Калинин – остались «в тени» подвига своего командира. Только в 1958 году они были награждены орденами Отечественной войны первой степени (посмертно). Примечательно, что экипаж Гастелло был интернациональным: Бурденюк – украинец, Калинин – ненец, Скоробогатый – русский, сам Гастелло – белорус.

«Огненный таран» Николая Гастелло: героическая смерть в самом начале войны

Память

Приказом министра обороны СССР капитан Николай Францевич Гастелло был навечно зачислен в списки летного состава 2-й эскадрильи 194-го отдельного гвардейского Брянского Краснознаменного военно-транспортного авиационного полка. В России, Белоруссии, Узбекистане, Украине и Монголии ему установлено более десятка памятников. Именем Гастелло названы четыре поселка, железнодорожная станция, река на Сахалине. Улицы во многих городах России, Украины, Белоруссии, Казахстана и Молдавии (Приднестровья) также носят имя летчика.

В Иркутске именем Николая Гастелло в 1946 году была названа одна из улиц поселка Боково (это частный сектор). Одним своим концом она упирается в улицу Новаторов, а другим заканчивается в тупике. Параллельно ей идут и другие, названные в честь Героев Советского Союза – Зои Космодемьянской, Александра Матросова.

Мария Маякова, Телеинформ. Фото автора, из открытых источников и из книги Нины Гастелло «Рассказ о брате»

Читайте также:

 
О чем пишут иркутские колумнисты и блогеры?
Сергей Шмидт - авторские колонки об Иркутске. Еженедельно
Загрузка...
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
  • Все права защищены © ООО «ИРА Телеинформ». Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на i38.ru (для интернет-СМИ) или на ИА «Телеинформ» (печатные, эфирные СМИ)
  • Дизайн-концепция © «Gombo Design». Верстка и техническая поддержка © «БайкалТелеИнформ»
  • Регистрационный номер — ИА № ФС 77 - 75717, выдан 24.05.2019 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)