Общественная жизнь в Иркутской области | |
07.11.2024 |
РПЦ не осуждает и не поддерживает смертную казнь – в Иркутске прокомментировали слова патриарха Кирилла |
|
Смертная казнь не осуждается в Священном писании, и православная церковь никогда ее не осуждала, если смертная казнь осуществлялась по закону. В то же время нигде она смертную казнь и не приветствовала. Вообще же данным вопросом должны заниматься те, кто с точки зрения закона определяют меру наказания, заявил патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Комментируют иркутские политаналитики. – Господь Иисус Христос смертную казнь не осуждал, хотя сам незаслуженно претерпел смертную казнь. Конечно, убийство человека в наказание за его преступления – это крайняя мера. И потому идеально было бы, чтобы люди не совершали таких преступлений, за которыми бы следовала смертная казнь. Но церковь никогда не настаивала на том, что нужно отменить это наказание, – сказал патриарх. По его словам, основанием для такой позиции являются слова из Нового завета: – Измите злаго от вас самех («извергните развращенного из среды вас», 1 Кор. 5:13). – То есть, если есть человек опаснейший для общества, и если его невозможно никак изолировать, его нужно убрать. Господь не говорит: убейте его, но измите злаго от вас самех... Еще раз хочу сказать: церковь никогда смертной казни не осуждала, если смертная казнь осуществлялась по закону, но, конечно, нигде она смертную казнь и не приветствовала, – подчеркнул предстоятель РПЦ. Говоря о введенном в России моратории на смертную казнь, патриарх заметил, что приветствует его введение в прежние годы, при этом он добавил, что надо наблюдать, как этот мораторий повлияет на уровень преступности в стране. Если преступность пойдет вниз, то, по словам патриарха, не надо применять смертную казнь, пишет – Сама по себе смертная казнь словом Божиим не осуждается, но общество может, конечно, отказаться от смертной казни, если считает это избыточным наказанием, которое не соответствует в целом ряде случаев преступлению, и если само осуществление смертной казни плохо влияет на общественную нравственность... Невозможно дать какую-то общую рекомендацию, но, конечно, было бы идеально, чтобы людей не лишали жизни. Однако пускай этим занимаются те, кто с точки зрения закона определяет меру наказания, –заключил патриарх.
– В случае, когда прямое указание духовного лидера и косвенное расходятся, внимательные последователи будут ориентироваться на прямое. Не убий – сказано прямым текстом и имеет статус заповеди, а «извергните развращенного...» – не имеет прямой ссылки на казнь, что отмечает и сам патриарх. Изолировать человека в современном мире можно в том числе и через пожизненное заключение. Вообще, каждому стороннику смертной казни полезно иногда думать, что его самого приговорили к казни по ошибке. Истории известны случаи, когда отсидевших много лет признавали невиновными, когда появлялись новые методы исследования или новые доказательства по их делу. Казнь не позволяет исправлять ошибки правосудия. Случаи, когда казненных признавали невиновными, тоже есть. Хорошо бы спросить и патриарха, что говорит об убийстве невинного Священное писание? Кроме того, поскольку Россия – страна многоконфессиональная, хорошо бы ориентироваться на другие авторитетные религиозные движения. Например, буддизм учит, что лишение жизни живого существа приводит к симметричным последствиям для самих причастных к этому. И вам не поможет покупка индульгенции, взнос на храм или ритуал со священником. Если хотите жить долго и быть здоровыми, лучше стараться продлевать жизни других существ и всеми силами воздерживаться от убийства в любой форме, в том числе и предусмотренной мирскими законами.
– Уместность слов патриарха и их соответствие христианской морали пусть оценивают верующие. Я бы только проговорил, что Россия – светская страна, в которой живут люди разных вероисповеданий, атеисты, агностики... Любое решение по вопросам смертной казни должно принимать общество в целом, после очень серьезной дискуссии. Лично я, хотя эмоционально понимаю людей, которые требуют смерти для виновников теракта в «Крокусе», для жестоких убийц, насильников, педофилов, но все же выступаю против «высшей меры». Есть те, кого тюрьме не исправить (хотя российские тюрьмы плохо справляются и с исправлением тех, кого можно). И неисправимых рецидивистов действительно надо убирать из общества (одновременно с гуманизацией системы ФСИН). Но смертная казнь – слишком удобна для тех, кто фальсифицирует улики, выбивает показания или выносит приговор, опираясь не на закон, а на «телефонное право». А подобные случаи, к сожалению, имеют место. Я за то, чтобы закоренелых преступников сажать на пожизненное, но не казнить. Если однажды вскроется судебная ошибка или какие-то нарушения следствия, общество может как-то загладить свою ошибку перед живым осужденным. А перед невинно казненным – нет. К тому же особенности сегодняшней нашей политической системы заставляют меня опасаться, что к смертной казни будут приговаривать не столько маньяков и террористов, сколько политических противников. Другие отзывы из Иркутска на мировые и российские новости:
|