Общественная жизнь в Иркутской области | |
04.02.2022 |
Суд признал движение «Колумбайн»* террористическим. В Иркутске считают, что к решению проблемы подходят не с той стороны |
|
Москва, Иркутск, 4.02.22 (ИА «Телеинформ»), - Верховный суд по иску Генпрокуратуры запретил движение «Колумбайн»* в России, сообщает РИА Новости. – Признать движение «Колумбайн»* — другое название «Скулшутинг»* — террористическим и запретить его деятельность, — сказал судья. Решение можно обжаловать, однако суд указал начать исполнять его немедленно. Другие детали не уточняются, поскольку слушания проходили в закрытом от прессы режиме. В Генпрокуратуре заявили, что теперь за организацию или участие в «Колумбайне»* будет грозить серьезное наказание, вплоть до пожизненного срока. Там пояснили, что идеология движения основана на насилии, а ее цель — массовая гибель людей и дестабилизация обстановки в стране. По оценке ФСБ, масштабная пропаганда радикалов этой организации, рассчитанная на психологические возрастные особенности, формирует у подростков антиобщественные настроения и провоцирует их на жестокость. Спецслужба выявила множество крупных «колумбайновских»* интернет-сообществ численностью около 50 тысяч пользователей. Движение получило название по имени американской школы, где в апреле 1999 года два ученика устроили массовое убийство, после чего покончили с собой, тогда погибли 13 человек, еще 23 пострадали.
– Само явление «скулшутинга»* или «колумбайнинга»* – это явление, не нашедшее пока осмысленной реакции не только в России, но и в целом в мире. Мое глубокое убеждение, что сталкиваясь с этим проявлением юношеской жестокости, максимализма, которым отличаются подростки, помноженного на свободный доступ к оружию в современном мире, общество – любое общество – впадает в некий ступор, недопонимание. Взрослые просто не в состоянии адекватно оценить происходящее и отреагировать на то, что происходит. Если мы вспомним давнюю историю1999 года в США, то там действия властей тоже выглядят довольно специфически. Потому что школу «Колумбайн»*, где был один из наиболее ярких и наиболее прискорбных по количеству жертв эпизодов скулшутинга*, намеревались снести и, видимо, снесли, чтобы она не стала неким символом, неким памятником, хотя непонятно – при чем здесь школа, при чем здесь стены, при чем здесь ученики, которые могли бы там учиться, при чем здесь налогоплательщики, которые должны платить за возведение новой школы где-то в другом месте. Но, тем не менее, американское общество не увидело в таких затратах, в таком символическом акте ничего предосудительного. Власти сочли, что это допустимо и нужно. Это свидетельствует о том, что в целом общество не знает, как реагировать на скулшутинг*, на то, что подрастающее поколение, подвергнутое буллингу или просто озлобленное на своих одноклассников, готово брать в руки оружие, стрелять и убивать. Непонятно, что с этим делать. Все гипертрофируется не только доступом к оружию, но и доступом к информации о предшествующих событиях, некой героизацией подростков, которые такие акты совершили. И российское общество находится в таком же состоянии, естественно, мы гиперреагируем иначе, чем американцы. Они сносят школы. Несут цветы, а у нас вот Генеральная прокуратура решила запрещать ссылки и объявлять террористами то, чего нет. У великого советского поэта Леонида Филатова в сказке «Про Федота-стрельца» есть фраза о том, что принеси-ка мне «то чего на белом свете вообще не может быть». И здесь объявляют террористами тех лиц, которые существуют только в напряженном сознании сотрудников Генеральной прокуратуры. То есть нет никаких террористов, есть озлобленные школьники, которые, возможно, когда-то могли взять оружие, а возможно – никогда и не сделают этого. Это сложное социальное явление современности, которому еще только предстоит дать оценку. Но это никак не связано с тем, чтобы всех, кто это в будущем сделает и кто сидит на этих сайтах – считать их экстремистами, террористами, и всех «запрещать и не пущать». Нужно искать решение этой проблемы где-то в другом месте. Работать с психологами, чтобы школьники не имели никакого стимула брать в руки оружие, анализировать поведение подрастающего поколения в изменяющихся условиях, киберпространстве, окружающем мире. И тем, что кто-то в судейской мантии проштампует пачку запрещенных страниц «вконтактике» или в интернете, предотвратить новые такие преступления невозможно, потому что в основе их лежит совершенно другая причина. И эту причинно-следственную связь решение Верховного суда игнорирует. И естественно, здесь следует говорить и о том, что следует признавать экстремистской или террористической деятельностью. История последних двух-трех лет показывает, что у нас те, кто вцепился во власть и не хочет ее отдавать, способны объявить экстремистами не только тех, кто был озлоблен поведением одноклассников и взялся за оружие, но и тех, кто вел абсолютно законную, справедливую политическую борьбу, не выходящую за рамки того, что в демократическом обществе считается нормальным политическим процессом. Я ни в коем случае не оправдываю ни колумбайнеров*, ни экстремистов, но предлагаю не размывать понятия, не толковать слишком широко эти термины законодательно, а называть вещи своими именами.
– Я считаю, что такие проблемы очень хорошо решались в Советском Союзе вовлеченностью детей, объединением во всякие поездки, организации, наделением их ответственностью, вниманием к мнению других. То есть не «я» как один, а что подумают, какой я. Если ребенок нуждался в помощи и поддержке, если все видели, что он отстраненный, одинокий, то предупредили бы это и, возможно, этого бы не случилось – с одной стороны. Но с другой стороны – у него может быть психическое расстройство, а это уже совсем другая история. Мы же до конца правды не знаем, как они их тестируют, это же политические игры. Так что я думаю, что ребенок должен быть в коллективе, особенно подросток, поскольку у подростков самая основная задача – это принадлежность к группе. А когда ребенок депривируется, когда он одинокий, когда ему кажется, что он хуже всех, какой-то не такой, могут быть и такие проявления – «обратите на меня внимание» – таким искаженным способом. Нужно, чтобы хорошо работали педагоги в воспитательной части, хорошо работали, диагностировали психологи в школе – это все можно вовремя диагностировать. Но дело в том, что психологи зарываются в бумагах вместо того, чтобы работать. Если бы были организованнее, внимательнее, бдительнее, как раньше, приходили бы домой, узнавали бы, почему ребенок не ходит в школу, в институт, в университет – раньше же такая практика была – то, может быть, как-то предупреждали бы такие ситуации. То есть, в первую очередь требуется милосердие, участность, желание помогать, видеть, какие-то простые человеческие ценности, которые мы утрачиваем. Гаджеты, компьютеры делают нас одинокими, отстраняют – вроде бы общаешься, но фактически общения нет, а человек – существо социальное. Он может развивать те или иные качества только в социуме. Если его депривировать, убрать из социума, то он автоматически эти качества развивать не может – те же сострадание, сопереживание.
* Запрещенная в России террористическая организация Другие отзывы из Иркутска на мировые и российские новости:
|