Иркутская область: экономика, бизнес | |
09.12.2021 |
Андрей Лабыгин: предприниматели из отдалённых поселений Иркутской области не готовы перейти на маркировку «молочки» |
|
Иркутская область, 9.12.21 (ИА «Телеинформ»), - В Иркутской области многие предприниматели из отдалённых малонаселенных районов не готовы в техническом плане перейти на продажу маркированного товара. Об этом Телеинформу сообщил бизнес-омбудсмен Иркутской области Андрей Лабыгин. Он отметил, что для предпринимателей цифровизация создает дополнительную нагрузку в виде затрат на приобретение необходимых технических средств и оборудования: компьютеров, программного обеспечения, специальных сканеров штрих-кодов и так далее, а также на обучение работников по использованию новых технологий. – В некоторых регионах, например в Карелии, правительством разработаны меры поддержки торговых организаций в виде субсидирования части затрат на приобретение оборудования и программного обеспечения (онлайн-касса, терминал сбора данных, сканер штрих-кодов, принтер этикеток) для маркировки товаров средствами идентификации и вывода из оборота маркированных товаров. В Вологодской области правительство региона также субсидирует часть затрат, связанных с обязательной маркировкой товаров, – рассказал Андрей Лабыгин. К получателям субсидии относятся также и производители товаров. По мнению бизнес-омбудсмена, если государство вводит обязательные требования, требующие значительных материальных затрат, необходимо предусмотреть и меры поддержки для их реализации. – Нужно отметить, что региональный Минсельхоз проводит работу с представителями молочной отрасли по поддержке и обучению. В начале введения маркировки в аппарат уполномоченного поступали обращения от молочных производителей о предстоящих трудностях с введением маркировки: это и не готовность типографий, и увеличившиеся расходы, связанные с приобретением оборудования. Например, компания «Ангария» объявляла о закрытии, – рассказывает эксперт. Фермеры в аппарат уполномоченного пока не обращались. Андрей Лабыгин это объясняет тем, что Минсельхоз и система «Честный знак» проводят семинары и постоянно на связи. – Ясно одно, что маркировка принесет для всех дополнительные затраты, которые потом отразятся на потребителе, то есть на нас, – резюмирует он. Напомним, правила введения системы обязательной маркировки молочной продукции средствами идентификации (кодами) были утверждены правительством России год назад, в декабре 2020 года. Этот процесс разбили на три этапа. С 1 июня 2021 года была введена маркировка для сыров и мороженого, с 1 сентября – на молочные продукты со сроком хранения свыше 40 суток, с 1 декабря – на скоропортящуюся «молочку». Кроме того, с 31 марта 2022 года маркировку начнут проверять на кассах в магазинах, а с 1 декабря 2022 года она станет обязательной для фермеров. Ранее в разговоре с Телеинформом председатель комитета по цифровой экономике ТПП Восточной Сибири Роман Медынский отметил, «молочка» – это не единственный сектор экономики, в котором вводится новая настройка. Государство планомерно последние три года внедряет маркировку в ту или иную отрасль. Одна из последних проблемных историй была связана с шинами, например. В любом случае, маркировка продукции нацелена на государственный контроль ввода товара в оборот и вывода из него. В идеале, это должно избавить рынки сбыта от контрафакта или просрочки, а, значит, защитить потребителя. Другой вопрос, что для бизнеса это очередная нагрузка, в первую очередь, финансовая, а, значит, и потребителю это бремя нести – подорожание конечного продукта неизбежно. Первыми на себе новую систему опробовали крупные молокозаводы, которые активно тестировали нововведение в течение всего 2021 года. Это уже автоматизированные предприятия, потому с технической точки зрения для них этот процесс оказался не так уж сложен. А вот для фермеров он достаточно трудоёмкий. Потому в ТПП Восточной Сибири сейчас плотно взаимодействуют с сельхозтоваропроизводителями, помогая им настраивать этот механизм, иначе работать дальше без внедрения маркировки им не удастся: магазины не смогут сбывать продукцию без кода. – Мы с фермерами плотно взаимодействуем и слышали на старте часто эмоциональную реакцию в духе «всё, не буду этим заниматься, уйду с рынка, очень много требований». Около 10% из тех, с кем мы работаем, так сначала реагировали. Но в ходе наших диалогов ситуация менялась. Нужно понимать, что это требования не к конкретному фермеру, это в целом государство на протяжении трёх лет занимается выведением условных серых пятен на белый вид, – говорит Роман Медынский. Он отмечает, что маркировка – это «такой процесс, который просто надо пережить», потом он станет обычной рутиной. Для этого все стороны нацелены на поддержку фермеров в разных аспектах. – Надо всем отдать должное: и ТПП, и центр «Мой бизнес», и Минсельхоз в проблему включены, проводятся совещания регулярные. Ото всех сторон поддержка фермерам есть, в том числе и финансовая. Потому тут надо просто, чтобы они включились в эту работу и отнеслись к ней как к необходимости, – заключил эксперт. С другой стороны, известный иркутский предприниматель, который занимается производством молочной продукции, Сергей Перевозников в комментарии Телеинформу негативно отозвался о маркировке. Он считает, что эта история – ещё один неналоговый сбор в государственно-частную организацию «Центр развития перспективных технологий» (создан для реализации глобальных проектов в цифровой экономике – прим. ред.) под лозунгом борьбы с фальсификатом и контрафактом. – Этот «Честный знак» (система, куда отгружаются данные о товаропроизводителях и их продукции – прим. ред.) – декларация одного для достижения другого. Бизнес на убытках, подсечно-огневое земледелие, выжигающее поляну. На моей памяти это, не знаю, какая операция по обелению рынка и борьбы с разными ущербными, наносящими ущерб бюджету: счет-фактура, сертификация, ЕГАИС, фискальные накопители, онлайн-кассы, «Платон», «Меркурий», сейчас внедряется маркировка, на подходе Автодата. И каждая потом занимает свою нишу и не отменяет предыдущую. Всё стоит денег и впрямую от внедрения до использования, и с точки зрения усложнения процессов и увеличения непроизводственных расходов. Коси «бабло» под маркой цифровизации и внедряй контроль под видом борьбы с эпидемией, – говорит Сергей Перевозников. Для властей вопрос, зачем всё это нужно, не встаёт, зато проводятся регулярные совещания по внедрению технологи «небитые учат битых, а самые ловкие на этом и зарабатывают», считает он. Это приводит к тому, что вокруг маркировки возникает много посредников «с тысячепроцентными наценками». По мнению Сергея Перевозникова, это всего лишь бизнес «по организации стрижки купонов при пожаре у соседа под видом вечной помощи». В Минсельхозе, в свою очередь, Телеинформу сообщили, что для предприятий и фермеров, которым необходимо включиться в процесс маркировки молочной продукции, в Иркутской области предусмотрены меры поддержки для приобретения нужного оборудования. Как отмечают в министерстве, в регионе уже все предприятия производят сыры и мороженое, а также молочную продукцию со сроком хранения более 40 суток, применяя механизм маркировки. Сейчас также идёт отладка системы для того, чтобы выпускать с кодами «молочку» со сроком хранения до 40 суток включительно. Для фермеров, напомним, этот процесс станет обязательным с 1 декабря 2022 года. В Минсельхозе отметили, что вопрос подготовки крестьянских хозяйств к нему прорабатывается ведомством. |