ТЕМЫ
Архив
< Май 2022 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 29
30 31          
Сегодня
Иркутская область: экономика, бизнес

Эксперт Павел Соболев прокомментировал планы Минсельхоза обновить Стратегию развития сельских территорий

Москва, Иркутск, 14.01.22 (ИА «Телеинформ»), - Минсельхоз подготовил проект обновленной Стратегии развития сельских территорий до 2030 года. Ее планируется синхронизировать с другими стратегическими документами правительства, а также с нацпроектами. Напомним, стратегия направлена на стабилизацию численности сельского населения и на создание условий ее роста, на повышение занятости на селе и качества жизни. Инструментом реализации является госпрограмма развития сельских территорий на 2020–2025 годы с общим объемом финансирования в 1,2 трлн руб.

Как пишет газета «Коммерсант», новая стратегия (в сочетании с также корректируемой госпрограммой) фактически подводит итоги первого этапа развития сельских территорий в период 2015–2020 годов.

Из проекта документа следует, что есть позитивная динамика, но системные проблемы остаются. К началу 2021 года удалось существенно сократить миграционный отток из сел – с 176,8 тысячи человек в 2013 году до всего 3 тысяч человек (это, впрочем, можно отчасти объяснить влиянием пандемии) при плановом значении в 95,4 тысячи человек.

Впрочем, сохранению численности сельского населения это пока не способствует, хоть она и оказалась выше целевых 36,2 млн человек (36,9 млн), но все же продолжает сокращаться (в начале 2014 года она составляла 37,1 млн человек). Это укладывается в цель сохранения к 2030 году не менее 35 млн человек сельского населения, но, как следует из документа, такая ситуация вызывает обеспокоенность у Минсельхоза. Сокращению сельского населения способствует его старение и снижение рождаемости – общие коэффициенты смертности в селах выше, чем в городах, а разрыв в продолжительности жизни составляет 1,5 года. Предлагаемые меры для «преодоления негативных демографических процессов»: поддержка семей с детьми, повышение доступа к услугам дошкольных учреждений, рост доступности и качества медпомощи.

Причины убыли сельского населения не только демографические – они также связаны с недостаточным развитием экономики и инфраструктуры сельских территорий.

Разрыв в обеспеченности социальными и торгово-бытовыми объектами между селами и городами Минсельхоз называет критическим. Наиболее существенное ограничение для развития – недостаточное развитие автодорог местного значения.

Ситуация с уровнем доходов сельского населения, судя по проекту, остается напряженной: если в городах по итогам третьего квартала 2021 года только 6,9% жителей относились к категории населения с доходами ниже прожиточного минимума, то в сельской местности – четверть. Отметим, что в стратегию вводится новый показатель – сокращение уровня бедности до 6,5% к 2030 году. Способствовать этому, по мнению Минсельхоза, должно сокращение числа низкооплачиваемых рабочих мест, диверсификация источников занятости и повышение эффективности механизма социального контракта – «доходы должны расти не только за счет увеличения соцвыплат, но прежде всего за счет роста зарплат и занятости». По этой части есть некоторое ухудшение: уровень занятости сельского населения составил 52,2%, что ниже не только запланированных 62,3%, но и значения 2013 года в 60,2%. Отстает от плана и динамика роста соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельских и городских домохозяйств – 67,3% при плановом значении в 70,9%, хотя в целом тренд остается положительным (в 2013 году – 60%).

  • За комментарием Телеинформ обратился к исполнительному директору Агропромышленного союза Иркутской области Павлу Соболеву. Эксперт считает, что в стратегии комплексного развития сельских территорий, прежде всего, важно применять системный подход, чтобы деревни получили вторую жизнь.

– Все обозначенные в материале проблемы известны давно. Конечно, хорошо, что выделены деньги на комплексное развитие сельских территорий, появилось целевое финансирование. Но сами по себе эти деньги не будут работать эффективно, если не смотреть на проблему глубже. В Иркутской области за последние пять лет в целом идет постоянный отток населения. В сельской местности сократилось количество небольших деревень за счет переселения жителей в крупные села и пригороды Иркутска, Ангарска, Усолья. Сокращается численность личных подсобных и фермерских хозяйств. И всё это продолжает регрессировать.

Чтобы переломить ситуацию, нужен определенный комплексный подход. Когда программа развития сельских территорий утверждалась на уровне правительства РФ, было дано задание субъектам федерации провести паспортизацию всех сельских территорий, в первую очередь обозначить пути развития экономики на этих территориях, определить базовые предприятия, благодаря которым будут жить населенные пункты. Потому что главное – создать на селе рабочие места. В сельском хозяйстве если земля будет работать, будет работать и вся экономика, если будет хлеб на столе, то будет и песня.

Второй важный момент – развитие социальной сферы. Нужно добиться того, чтобы уровень жизни в поселках был примерно таким же, как в городах. Если создать комфортные условия для жизни, отдыха, лечения и досуга, то тогда можно задуматься и о демографии. Чтобы, например, не ликвидировать Мамско-Чуйский район и не перевозить людей оттуда в Иркутский район, который уже перенаселен, надо создавать там достойные условия. А у нас в регионе 262 населенных пункта, которые до сих пор не имеют связи с транспортной сетью региона. 230 поселков по сей день остаются без индивидуальной стационарной связи, полностью связь отсутствует в 50 населенных пунктах.

Все эти вопросы необходимо решать комплексно, для этого нужен план территориального развития, как это было, например, в недавнем прошлом. Тогда всё строилось и развивалось с учетом потребностей селян и нужд экономики страны. Сейчас же мы не только не приумножили советское наследие, но и многое утратили. Мы утратили ФАПы, оптимизируем сферу образования, убирая малокомплектные школы и прочее.

Я сейчас вспоминаю свой родной Куйтунский район. Там было пять участковых больниц по всему району, которые имели стационары, где люди лечились, проходили профилактику, работала система санаторно-курортного лечения. Сегодня этого всего нет. Есть центральная больница, которая эффективно работала первых пять лет, а потом, когда молодые специалисты подучились, получили опыт и квалификацию, разъехались, в результате больница осталась без кадров. Второе – там нет дорог, нет автобусов, машин скорой помощи не хватает. ФАПов нет сейчас, а раньше были почти в каждой деревне. Не работают сельские клубы.

Когда шесть или семь лет назад утверждались планы социально-экономического развития муниципальных образований, сельские территории получали целевое финансирование, которого явно не хватало. Слава богу, в 2021-2022 году дали средства на выравнивание бюджетов муниципальных образований. Но это должно быть на системном уровне.

После того, как в Иркутской области будет проведена паспортизация сельских территорий, власти смогут выработать стратегические направления, задать ориентиры, по которым впоследствии можно будет полноценно формировать областной бюджет, масштабно развивать сельские территории. В конечном итоге это  позволит рационально использовать и грамотно осваивать финансовые ресурсы региона. И вот тут без четкой системы никак не обойтись, иначе никакие нацпроекты нам не помогут и ситуация в целом не улучшится, а наказы селян останутся на бумаге.

И главное, что в стратегии развития, в том числе и сельских территорий, нельзя заниматься «маниловщиной».  Параметры 2036 года – хороший ориентир, но реальные меры и действия нужны уже сейчас, а не где-то в отдаленной перспективе, потому что жить нужно в реальном времени с надеждой на светлое будущее, – поделился мнением Павел Соболев.

Эксперт Павел Соболев прокомментировал планы Минсельхоза обновить Стратегию развития сельских территорий

Другие отзывы из Иркутска на мировые и российские новости:

 
Отслеживать: Досье раздела
Сервис для бизнеса
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
  • Все права защищены © ООО «ИРА Телеинформ». Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на i38.ru (для интернет-СМИ) или на ИА «Телеинформ» (печатные, эфирные СМИ)
  • Дизайн-концепция © «Gombo Design». Верстка и техническая поддержка © «БайкалТелеИнформ»
  • Регистрационный номер — ИА № ФС 77 - 75717, выдан 24.05.2019 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)