Иркутская область: экономика, бизнес | |
11.02.2022 |
|
Эксперты: новый спецрежим налогообложения малого бизнеса вызывает большие вопросы |
Москва, Иркутск, 11.02.22 (ИА «Телеинформ»), - В России с июля 2022 года в четырёх регионах запустят эксперимент по автоматизированной упрощённой системе налогообложения малого бизнеса. Эксперты в комментариях Телеинформу отметили, что новая система в том виде, в котором она сейчас позиционируется, вызывает многочисленные вопросы. Как сообщает Эксперимент планируется провести с июля 2022 года до конца 2027 года в Москве, Московской области, Татарстане и Калужской области. АУСН будет доступна для индивидуальных предпринимателей (ИП) и микропредприятий со штатом до пяти сотрудников и годовым доходом до 60 млн руб. По сравнению с обычной «упрощёнкой» ставки в АУСН выше – 8% от доходов или 20% с доходов за вычетом расходов (вместо 6% и 15%, соответственно). При этом предполагается освобождение от уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды. В обмен на небольшой рост налоговой нагрузки предпринимателей освободят от обязанности подавать отчетность в налоговые органы и внебюджетные фонды –Федеральная налоговая служба (ФНС) сама начислит налоги на основе данных контрольно-кассовой техники и операций по счетам в уполномоченных банках. На банки бизнес сможет переложить исчисление и уплату сумм НДФЛ с доходов работников. Как сообщили в Минфине, поправки правительства ко второму чтению расширяют перечень организаций и ИП, которые не вправе применять АУСН. Сейчас в нем около 30 позиций. Это, например, предприниматели, применяющие другие налоговые режимы, иностранные компании, профессиональные участники рынка ценных бумаг, микрофинансовые организации, ломбарды, нотариусы и адвокаты, занимающиеся частной практикой. Помимо них перейти на новый режим не смогут компании и предприниматели, которые не состоят на налоговом учете в пилотных регионах, а также использующие механизм единого налогового платежа. Кроме того, поправки убирают ответственность за непредставление бизнесом на АУСН сведений о своих доходах и расходах. Как пояснили в ФНС, согласно поправкам, банки будут отправлять в налоговые органы информацию об операциях по счетам, о переводах электронных денежных средств, а также о комиссии за эквайринг с разделением на доходы и расходы, учитываемые или не учитываемые при определении объекта налогообложения. При этом налогоплательщики смогут корректировать эти сведения.
– Это ещё законопроект, и в каком окончательном виде он будет принят, непонятно. К этому законопроекту есть вопросы. Предлагается освободить малый бизнес от взносов за медицинское страхование, пенсионное накопление. Вроде как есть комментарий, что бюджет будет компенсировать эти неуплачиваемые предприятиями взносы. Например, предпенсионерам, как правило, в последние три-четыре года перед уходом работодатель старается поднимать зарплату, чтобы накопления шли в более или менее нормальном размере. Здесь возникает вопрос: если будет компенсация, тогда ладно. Но в целом при разных вариантах, никто ничего не выигрывает от перехода на АУСН. Этот опытный механизм – лишь расширение налогового контроля и максимальное обеливание рынка. Причём охватывает он не весь малый бизнес. Правда, примерно 99% субъектов малого предпринимательства и подпадает под озвученные критерии. По большому счёту, повторюсь, идёт усиление контроля и налогового давления. Но как это всё будет устроено, пока ещё не понятно. Как будут высчитывать те же пенсионные начисления? Если даже банки будут высчитывать, то исходя из чего? Из тех данных, которые будет предоставлять работодатель? Тогда кто будет подавать сведения в Пенсионный фонд, в Фонд социального страхования? Тоже банки, получается? То есть у банков появится куча новой работы, фактически они должны будут делать работу бухгалтеров, которые сегодня этим занимаются в компаниях и несут ответственность за это. То есть нюансов много, поэтому, видимо, и хотят обкатывать четыре года эту систему в четырёх регионах. В любом случае, считать, что этот механизм является неким послаблением, я поводов не вижу. Наоборот, идёт увеличение налоговой нагрузки и тарифы банков для предприятий таких очевидно вырастут. Банки же должны будут как-то подстроиться под эти новые коммуникации, а это тоже затраты для них. По большому счёту, система усложняется для всех сторон – и для ПФР, и для ФОМС, и для банков. Для бизнеса как будто бы облегчение с формальной точки зрения, но вести отчётность всё равно придётся. Поэтому к тому варианту, в котором законопроект сейчас существует, очень много вопросов.
– Про введение этого налогового режима говорили уже давно. Там есть много ограничений и по доходам, и по видам деятельности предпринимателей, которые могут его применять. Но самый главный вопрос заключается в том, что непонятно, с каких денег те сотрудники, которые будут работать на предприятиях, применяющих АУСН, будут получать потом пенсию. Я не думаю, что повышение ставки самого налога при освобождении организации от уплаты страховых взносов в ПФР, ФОМС, ФСС, будет покрывать те затраты по страховым взносам, которые существовали ранее. Сразу возникает большой вопрос: если у нас всё идёт к автоматизации, то на какие деньги в дальнейшем будут существовать тот же самый ФОМС и на какие деньги будут выплачиваться пенсии. Лично моё мнение, что это всё ведёт к отмене пенсий и бесплатного медицинского обеспечения. В целом сам по себе режим удобен. Но он не исключает ошибок. Если вдруг ошибки будут возникать в банке, в системе налоговой службы, то есть риск того, что предприниматели будут переплачивать сумму налогов, а потом будут это догонять очень долго, с разбирательствами. Это учитывая, как сейчас налоговая работает: ошибки в их системе до сих пор постоянно случаются. Меня как бухгалтера этот режим не привлекает, потому что он лишает меня моей работы. Для некоторых собственников бизнеса эта система налогообложения будет выгодна. Для сотрудников, которые работают у них, она будет рискованной, потому что неизвестно, как потом будет считаться страховой стаж. Потому это такая двоякая ситуация. Другие отзывы из Иркутска на мировые и российские новости:
|