Иркутская область: экономика, бизнес | |
26.08.2021 |
«Юридический маразм»: в Иркутской области резко раскритиковали законопроект о туристических территориях |
|
Иркутская область, 26.08.21 (ИА «Телеинформ»), - Концепция законопроекта о туристических территориях, который был прислан в регионы для отзывов, но ещё нигде не опубликован, идёт вразрез с действующим законодательством и Конституцией. Поэтому необходимо сделать всё, чтобы документ не зашёл в Госдуму РФ даже для первого чтения. Об этом 25 августа заявили участники обсуждения законопроекта в Общественной палате Иркутской области. Напомним, на осеннюю сессию в Госдуму может быть внесен законопроект о туристских территориях, подготовленный группой парламентариев нынешнего созыва. Документ предполагает создание особых участков земли, резиденты которых получат налоговые преференции и возмещения по кредитам. Разработанная концепция законопроекта включает в себя понятие «туристская территория», под которой понимается участок земли или акватории, где решением правительства установлен особый правовой режим. Создавать такие зоны пока планируется сроком на 70 лет по инициативе подконтрольной государству единой управляющей компании, которая в течение трех лет должна будет создать мастер-план их развития. В этот период запланированные под туристскую территорию земли не могут отчуждаться и обременяться правами третьих лиц. Резиденты туристских территорий могут получить льготы по уплате налога на имущество, НДС, на прибыль, земельного и водного налогов, льготы по уплате страховых взносов. Однако с юридической точки зрения всё не так радужно, отметил на встрече в Общественной палате юрист Игорь Саенко. В частности, речь идёт о том, что для управления из центра туристическими территориями будет создана управляющая компания в формате акционерного общества. Единственным её акционером будет государство. Всё бы ничего, но для непосредственного управления кластерами предусмотрена возможность создания «дочек», а здесь уже вполне может быть вливание частных средств. Тем более, что по российскому законодательству продавать акции можно без торгов и даже зарубежным бизнес-структурам. В приложении к Прибайкалью это означает, что есть высокий риск того, что озером Байкал будут распоряжаться частные инвесторы. А это недопустимо, терять контроль над этой территорией категорически нельзя, считают эксперты и заинтересованные участники встречи. – Я текст получил где-то около месяца назад. В первые два часа чтения оставшиеся волосы, как говорится, встали дыбом. Понятно, что проект коммерческий. Возможность смешанного капитала у «дочек» управляющей компании ведёт к переделу территорий. Это просто под кого-то на 70 лет заводится поток. Тут единственный вариант – отмести все политические разногласия и единым фронтом не допустить этого, – отметил депутат ЗС Иркутской области Виктор Кондрашов. Председатель ассоциации туристического бизнеса Байкальского региона Сергей Гребенщиков отметил, что предприниматели ещё два-три года назад ожидали, что «туризм начнут отжимать» – на фоне «успешно» проведённой мусорной реформы. Вместе с тем, бизнес шокировало, что делать это будут именно таким способом – через отведение земли под федеральный центр, оставляя в стороне муниципалитеты и регионы. Кстати, законопроектом предусмотрено, что субъекты обязаны будут подписывать соглашения о создании туристической территории и свободной воли со стороны регионов в этом вопросе не предполагается. Иркутские эксперты в новом законопроекте видят попытку «создать параллельную правовую реальность», поскольку в случае принятия этого документа, он перебьёт все существующие законодательные нормы, закреплённые, в том числе, в различных кодексах и Конституции. При этом в нём совершенно не прописана возможность оспаривания тех или иных действий со стороны управляющей компании в суде, будто бы этой инстанции не существует в России. В частности, речь идёт о том, что в границах туристических территорий не будут действовать никакие другие правовые режимы – даже если они накладываются на территорию нацпарков, например. Ограничены в обороте будут все земельные территории, собственники не смогут распоряжаться своими объектами недвижимости. Более того, если в границу туристической территории попадает объект строительства, управляющая компания без участия собственника сможет внести запись об изъятии этого объекта для дальнейшего демонтажа. – Я хочу выразить мнение не только как глава муниципального образования, но и как житель острова Ольхон. Возмущает, что законопроект появился фактически из ниоткуда, из-под полы и что это было в секрете от населения, депутатов, органов местного самоуправления, – говорит глава Хужира Вера Маланова. – Непонятно, какие территории будут включены, кто будет принимать решение, почему решения принимаются без нашего ведома. То, что указано в этом документе, – такого вообще не должно быть в правовом государстве. Этот закон выше всех существующих федеральных законов, он игнорирует положения Земельного, Водного, Лесного кодексов. Никаких общественных слушаний, публичных обсуждений. Ущемлены даже права нацпарка. Здесь вообще в учёт ничего не берётся. Депутат ЗС Иркутской области Антон Романов отмечает, что туризм, конечно, развивать необходимо, но делать это нужно с другим подходом: всем туристическим поселениям необходимо дать полномочия, возможность, преференции – по аналогии с моногородами. Кроме того, по его мнению, нужно «ремонтировать» закон об особо охраняемых природных территориях в сторону того, что нацпарки должны перестать заниматься экономической деятельностью и заниматься лишь охраной животного и растительного мира. – А этот закон (о туристических территориях – прим. ред.) нужно отправить в корзину. Я бы его оставил как образец в учебниках юриспруденции, какие законы не нужно разрабатывать. У нас хотят отнять Байкал, а что Иркутская область без Байкала? Это захолустье какое-то, – считает Антон Романов. В Иркутской области много перспективных мест для развития туризма, в том числе не связанных с Байкалом – им, безусловно, нужно давать импульс, но более цивилизованным способом, поддерживает депутат думы Иркутского района Владимир Новосёлов. Законопроект же лишь транслирует, что федеральные власти хотят «насаждать сторонние бизнес-интересы на конкретные территории» без учёта экономическо-социальной ситуации. Развитие туризма хорошо, когда есть налоговая отдача и при этом не нарушается экологический режим. Но законопроект, говорит депутат, не позволит этого достичь. – Кроме того, законопроект предполагает особый правовой режим, который позволит изымать земельные участки, объекты недвижимости без каких-либо демократических процедур. Я просто был в шоке от того, что даже судебные процедуры не прописаны, не учитываются мнения администраций, жителей. Это просто какой-то юридический маразм, – говорит он. Между тем, свой отзыв на законопроект уже представило агентство по туризму Иркутской области. Его глава Екатерина Сливина отметила, что ведомство отразило свою позицию, которая во многом совпадает с мнениями, прозвучавшими в ходе обсуждения в Общественной палате. Участники встречи в итоге решили вынести вопрос на площадку ЗС Иркутской области. Читайте также: |