Иркутская область: экономика, бизнес | |
19.03.2024 |
В Иркутске высказались о грядущей налоговой реформе |
|
Москва, Иркутск, 19.03.24 (ИА «Телеинформ»), - Власти России будут аккуратно подходить к изменениям в налоговой системе страны, все решения будут выверенными, заявил президент РФ Владимир Путин. В Иркутске прокомментировали предстоящую налоговую реформу. В Послании Федеральному собранию Путин поручал продумать более справедливое распределение налогового бремени в сторону тех, у кого выше личные и корпоративные доходы. В свою очередь, по его словам, необходимо снизить налоговую нагрузку на семьи и на тех, кто получает меньше доходов, пишет – Здесь нужно быть очень аккуратными. Здесь нужно создать такую систему, которую бы мы не меняли, она должна быть стабильной на протяжении как минимум шести лет, – сказал Путин на встрече с кандидатами в президенты РФ. – Это будет одной из серьезных дискуссий в парламенте. Правительство будет предлагать свои решения: как, у кого, сколько. И здесь нужно быть очень аккуратными. Но решения должны быть выверенными. Президент обратил внимание, что КПРФ всегда говорила о том, что система налогообложения должна быть справедливой. – У нас много было споров на этот счет, но, как вы видите, мы к этому подошли аккуратненько, – отметил Путин. – Очень рассчитываю на то, что все политические партии, представленные в парламенте, в ходе этой дискуссии подойдут самым серьезным образом к решению этих вопросов: будете привлекать аналитиков, специалистов – таких у нас в стране достаточно, – и мы все придем к золотой середине, найдем выверенные решения, – подчеркнул глава государства.
– Переход на покрытие возросших трат бюджета из внутренних доходов вместо сокращающихся доходов от экспорта ресурсов был прогнозируем. Возвращение к прогрессивной шкале подоходного налога тоже было вопросом времени. Единая ставка налога, а затем принятие повышенной ставки на «высокие» доходы – это были полумеры. Правительство давно смотрит в сторону повышения доли подоходного налога в составе доходов бюджета. Рассчитать прогрессивную шкалу означает выбрать ту категорию населения, которая возьмет на себя основную налоговую нагрузку. Вопрос - кто это будет? Разработчики программного обеспечения с зарплатой три миллиона рублей? Чиновники? Ведь нет. В основе своей это должны быть получатели сверхдоходов, сосредоточившие в своих руках капитал в стране, где доля государства тоже довольно велика. Вторая часть в речи президента касается стабильности. И это заявление о том, что послаблений в налоговой политике не будет долго. Их ранее было сделано достаточно в виде выгодных налоговых режимов для малого бизнеса, например.
– Тем, кто интересуется экономическим самочувствием России и желает своим детям жить в богатой стране, недостаточно смотреть победные реляции в телевизоре. Мы, конечно, помним, что экономика выдержала все испытания и шествует от победы к победе, но и о косвенных сигналах не забываем. Что там с курсом рубля к другим валютам? Какова ключевая ставка ЦБ? Не трещат ли по швам бюджеты? И многое другое. Одним из интересных косвенных сигналов является уровень налогообложения и события в налоговой сфере. Это как раз история о прочности бюджетов. Налог на непредвиденную прибыль, странные манипуляции с топливным демпфером уже были. Мы видим, что они не решили проблему и теперь пришло время для новых изменений. Чего ждать? Я бы со скепсисом относился к словам о снижении налоговой нагрузки. Это, если кого и коснется, будет иметь очень ограниченный масштаб. Не для того затея, чтобы налоги снижать. А вот к идеям разного рода прогрессий и повышений нужно относиться серьезно. Они будут. Скорее всего, медленно, но неуклонно. Резкие движения маловероятны. Удвоения НДФЛ или НДС сразу не случится. Но подкрутка на процентный пункт здесь, два пункта там в этом году, потом еще немного в следующем – в таком стиле и встретим будущее. На стабильность на шесть лет я бы тоже не закладывался. Политических сил, которые могли бы ее защитить, в России нет.
– Пока мы говорим о рыночной экономике, я безусловно за прогрессивную шкалу налогообложения. Но тут нужно специалистам обсуждать конкретику, чтобы реформа реально улучшила положение малообеспеченных граждан, а богатые не стали больше доходов уводить в тень или за границу. Важны критерии отсечки: кого освобождать от налога, кому 15% вместо 13%, кому и все 30-40% как в Европе. Надо параллельно повышать прозрачность экономики и бороться с «зарплатами в конвертах». Второй важный момент – на какие цели пойдут дополнительные доходы бюджета. В идеале решать это должны люди. На мой взгляд, реформа должна внедрять в том числе принципы партисипативного бюджета, когда у граждан есть возможность «окрашивать» какую-то часть налога, чтобы она шла, например, конкретно на дороги или на детские сады. Также после обсуждений между специалистами и на более широком уровне имело бы смысл устроить референдум (с честным подсчетом и, возможно, с выбором между разными моделями). Если люди будут понимать, на что пойдут налоги, то и платить их будут охотнее. Но, боюсь, в ближайшие годы тратить дополнительные налоговые поступления государство будет по принципу «пушки вместо масла». И не факт, что в какой-то момент прогрессивную реформу не откатят обратно. Чтобы налоговая и все другие системы действительно работали на благо трудящегося большинства, в руках этого большинства должна находиться политическая власть. Другие отзывы из Иркутска на мировые и российские новости:
|