Иркутская область: экономика, бизнес | |
07.02.2022 |
В России обсуждают перечень продуктов с торговой наценкой до 5%. Как к этому относятся в Иркутске? |
|
Москва, Иркутск, 7.02.22 (ИА «Телеинформ»), - Власти России разработают перечень продуктов с торговой наценкой до 5%. В Иркутске считают, что ситуацию это, по большому счёту, не спасёт, а вот по мелкому бизнесу – ударит. Как сообщают – По итогам совещания были достигнуты договоренности о том, что Минсельхоз и Минпромторг с ФАС будут разрабатывать перечень продуктов, на которые будет распространяться эта наценка (до 5% – ред.), с указанием конкретных позиций: скорее всего, это будут наиболее востребованные типовые продукты. В перечень войдут, например, и хлеб, и молочка, – сказал источник. Кроме того, говорилось о планах уже сейчас зафиксировать торговую наценку от 0% до 5% на борщевой набор (картошка, морковь, свекла, капуста), но тоже по определенным категориям, чтобы у потребителей была возможность выбора и более дорогой продукции. – Снова хотят зафиксировать цены на сахар: в рамках соглашения зафиксируется цена, как в прошлом году, – добавил собеседник агентства. Также обсуждались планы выделения дополнительных субсидий молочной отрасли на приобретение кормов, поддержку хлебопеков, говорилось о возросших транспортных расходах. – Потом все это доведут до сетей, рекомендации будут зафиксированы в декларации или подобном документе. ФАС будет следить за выполнением рекомендаций, – сказал он. По мнению собеседника агентства, предложенные меры по установлению торговой наценки являются нерыночными и не приведут к снижению цен. – Cети в этом случае просто введут еще одного торгового посредника, он будет дороже закупать и так же – продавать. Чтобы не росли цены, выход один – надо увеличивать производство. Тогда начинается конкуренция, начинается снижение цены. А пока мы производство не увеличим, рентабельности у производителей нет, поэтому и они цены держат, и сети пытаются заработать, – заключил он. Представители Росстата на совещании говорили о планах скорректировать действующую методику по оценке потребительских цен, поскольку она искажает ее в большую сторону. – Если раньше батон стоил 50 рублей, а сейчас 70, то это не потому, что батон подорожал, а потому, что методика расчета поменялась, – пояснил он.
– На текущий момент в сети и так на такие товары как «борщевой набор» или товары социальной корзины, к примеру, крупы, продаваемые под собственной торговой маркой сети, отпускаются с торговой наценкой 0-5%. Более того, отметим, что периодически сеть продает и в минус. Возможно, об этом покупатели даже не задумываются. Но для сети, в том числе, важно генерировать покупательский трафик, а это важные ежедневные товары и иногда цена закупа выше, чем цена на полке.
– К сожалению, даже наша российская история за последние 30 лет показывает, что всё это положительным фактором не является и к увеличению объёма продукции на рынке это не приводит. Предпринимателю просто невыгодно будет это продавать. В глазах всего населения коммерсант – это такой жирующий червяк, а на самом деле ему, чтобы содержать свой бизнес, приходится крутиться. В рознице есть два сегмента – крупные торговые сети и небольшие магазинчики в шаговой доступности, это средний и мелкий бизнес, часто это семейный бизнес. Вот им ставят ограничения – 5% наценки, допустим, на «молочку». Что скажет предприниматель? Ну, может, он будет эти продукты сохранять для поддержания ассортимента. Потребителям, на первый взгляд, хорошо: цены не будут скакать. Но в природе этого галопирования стоимости продукции заложена не жадность предпринимателя, с моей точки зрения, а объективная экономическая ситуация, в которой предприниматель живёт. Ограничителем для роста цен является конкуренция. Если её нет, то монополист на рынке может задирать стоимость до бесконечности, людям деваться некуда, они будут и дальше покупать. Исходя из такой философии можно вводить ограничения. Но такая философия, если где-то и применима, то в узких областях. В большинстве небольших городов, на селе нет таких проблем – наценки производятся ради того, чтобы обеспечить функционирование магазина. У этого регулирования, мне кажется, больше социально-политический посыл населению: мол, ребята, мы о вас заботимся. Но крупные сети поморщатся, конечно, но проглотят, я думаю, без особых проблем. По маленьким магазинчикам, которые и так загибаются – их на 18,9% стало меньше за период пандемии, – это ударит. Это, конечно, не будет страшным камнем на шее, но в целом потребитель только проиграет, потому что эта продукция просто будет вымываться с прилавков. И потом, базовую цену на продукцию никто же не регулирует. Вымывание её с рынка приведёт к росту этой базовой цены. В итоге на прилавке она появится по более высокой цене даже при формальном регулировании цены. То есть мы экономику госплановскими такими механизмами не отрегулируем. Должна быть нормальная конкуренция, нормальные условия для ведения бизнеса, а то, что касается базовых продуктов питания, то тут нужна государственная поддержка именно производителей. Она есть, но насколько эффективна – это вопрос. У нас в области её «выгребает» 90% два крупных предприятии, а тот фермер, который на полях работает, крохи этой поддержки, по большому счёту, получает. Другие отзывы из Иркутска на мировые и российские новости:
|