Политическая жизнь в Иркутской области | |
18.12.2017 |
Форум муниципалитетов Иркутской области: неполный состав на фоне злободневной повестки |
|
Иркутск, 18.12.17 (ИА «Телеинформ»), - На площадке правительства Иркутской области 16 декабря состоялся форум муниципальных образований. Как сообщил губернатор Иркутской области Сергей Левченко, подобных мероприятий в регионе еще не проводилось. Федеральные эксперты поделились с представителями региональной и муниципальной власти столичным видением развития местного самоуправления, а те, в свою очередь, рассказали о насущных проблемах. Форум прошел в губернаторском зале Серого дома при незначительном участии СМИ. Ассоциация муниципальных образований Иркутской области приглашена не была. Мэры крупнейших городов региона – Иркутска, Ангарска, Братска – также отсутствовали. Как сообщил глава Приангарья, «мы звали мэров. Я думаю, что нам какая-то прокладка (в виде Ассоциации МО, – прим.ред.) еще не нужна, чтобы губернатору позвать мэров. На мой взгляд, у нас была очень интересная и профессиональная дискуссия, как и те предложения, которые были. Если при этом Ассоциация сделает свои выводы и сформулирует свои предложения, мы будем только рады».
В работе форума 16 декабря приняли участие как федеральные гости – руководитель аппарата комитета ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, д.ю.н. Игорь Бабичев, директор департамента конституционного законодательства, развития федеративных отношений и местного самоуправления Минюста РФ Андрей Корнеев и его заместитель Евгений Гаталов, так и местные власти – губернатор Приангарья Сергей Левченко, представители муниципальных образований Иркутской области. Лично присутствовали восемь мэров – в их числе глава Саянска Олег Боровский, мэры Тулунского, Нижнеилимского, Осинского районов (Михаил Гильдебрант, Максим Романов, Виталий Мантыков), несколько заместителей мэров. Остальным, по предположению губернатора, «не позволил добраться внезапно выпавший снег на дорогах». Руководитель представительства Иркутской области при правительстве РФ в Москве Евгений Балашов отметил, что на площадке Госдумы при участии Сергея Левченко уже обсуждались межбюджетные отношения и законодательные инициативы, и теперь процесс перенесли непосредственно в регион, пригласив представителей органов исполнительной власти федерального уровня. Как пояснил со своей стороны Игорь Бабичев, такая дискуссия муниципалов с федеральными экспертами – это «пионерская история, которой, может быть, заразятся другие регионы, и которую необходимо развивать». Игорь Бабичев рассказал присутствующим о федеральных трендах в городском самоуправлении, о его желательных перспективах развития. – «Вертикализацию» местной власти и ее «окукливание» на региональном уровне, которые у нас кое-где в субъектах происходят, нужно привести в соответствие с правовой доктриной – Конституцией и Европейской хартией, – потому что, помимо всего прочего, это несет потенциальные риски для устойчивости федеративного государства, – отметил он. – Также следует нормативно определить политико-правовую цель. Кроме того, по словам Игоря Бабичева, следует перевернуть «бюджетную пирамиду», в которой сейчас около 62% консолидированного бюджета находится на федеральном уровне, 38% на муниципальном, перейти на стимулирующий характер бюджетной системы и установить принцип субсидиарности. – Если же мы хотим развивать местное гражданское общество, то надо проходить социальные лифты снизу, с муниципального, а то и субмуниципального уровня – я имею в виду ТОСы, добровольчество, волонтерство и другие организации локальных местных сообществ. Активистов оттуда можно рекрутировать в местную власть, в государственных муниципальных служащих и дальше, – сказал Игорь Бабичев. Со своей стороны Андрей Корнеев от лица министерства юстиции РФ выразил обеспокоенность укрупнением поселений, преобразованием муниципальных районов в городские округа и отказом от двухуровневой системы. – Мы как регулирующий орган в сфере территориальной организации местного самоуправления отслеживаем происходящие в России процессы, в ходе мониторинга видим глубинные тенденции. За десять с небольшим лет количество сельских поселений на территории РФ сократилось почти на две тысячи, – рассказал Андрей Корнеев. – При этом надо отметить, что Сибирский макрорегион и Иркутскую область в частности эти процессы затронули в меньшей степени, сконцентрировавшись в центральной части России. Напомним, в Приангарье пока что объединены в городской округ только Ангарск и Ангарский район. Аналогичный процесс пытались провести на территории Шелехова и района, но жители большинством голосов высказались против. Об актуальных вопросах местного самоуправления Иркутской области доложили первый заместитель мэра Иркутского районного МО Игорь Жук и глава Саянска Олег Боровский. – Основная проблема муниципальных образований региона – несбалансированность бюджетов. Они нагружены полномочиями сверх закрепленных за ними доходных источников, что создает определенные сложности при работе на перспективу, – подчеркнул Игорь Жук. – Мы предлагаем проводить модельный расчет исполнения этих полномочий, и желательно при помощи федерального центра, чтобы правильно оценивать возможности и нагрузку на муниципальный уровень. Олег Боровский отметил проблемные моменты в реализации программ городского благоустройства, действующих на территории муниципалитетов Иркутской области, – «Формирование комфортной городской среды» и «Парки малых городов». Среди них – длительное прохождение экспертизы сметной стоимости работ и несправедливое, по мнению мэра Саянска, распределение субсидий на обустройство дворов, которое рассчитывается, исходя из количества многоквартирных домов в населенном пункте, а не количества в них подъездов и числа жильцов. – В Саянске есть девяти- и пятиэтажные дома на 15 и 20 подъездов соответственно, а в других городах двух- и трехэтажные дома на два подъезда тоже считаются многоквартирными, – отметил Олег Боровский. По его словам, следует учитывать число жителей МКД при распределении субсидий, которые, кстати, он предложил увеличивать в качестве поощрения тем муниципалитетам, которые перечисляют большие налоговые отчисления в бюджет региона, как, например, Саянск. Говоря о межбюджетном финансировании, он пояснил, что, на его взгляд, сомнительна выгода для муниципалитетов от передачи им 30% от объема уплаченного налога. Напомним, за счет перераспределения с 1 января 2017 года на региональном уровне нормативов зачисления единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в бюджеты муниципальных образований перечислено около 1,8 млрд рублей. Из этих денег, заявил Олег Боровский, 800 млн рублей получил Иркутск, по 250 млн – Братск и Ангарск, остальное распределили по оставшимся 39 муниципалитетам, что выглядит несправедливым. Замминистра финансов региона Марина Загария пояснила, что эта мера поддержки – передача 30% налогов по УСН – в 2016 году не позволила «выровнять» муниципалитеты в силу разного налогового потенциала и привела к еще большей дифференциации уровня бюджетной обеспеченности. В связи с этим в 2017 году объем поддержки был увеличен на 1,6 млрд рублей – до 8,1 млрд. Также предлагается передавать в дальнейшем дополнительные нормативы муниципалитетам с федерального уровня – с регионального субъектам переданы вопросы здравоохранения, выплата зарплат работникам дошкольного образования, решается вопрос перевода на уровень субъектов содержания по школам. – Мы на федеральном уровне считаем, что надо передать некоторые налоги, например, 1-1,5% налога на прибыль, на уровень местного самоуправления, и НДФЛ – по месту жительства, – отметил со своей стороны Игорь Бабичев. – Таким образом, крупные города получат компенсации за счет первого, малые – за счет второго. Кроме того, часть средств муниципальных дорожных фондов можно направлять на благоустройство дворовых территорий. Транспортный налог тоже можно расщепить, как и НДФЛ, – предложил он. По мнению Игоря Бабичева, это и есть формула перехода на стимулирующее развитие путем уменьшения трансфертной составляющей. Оптимальные же схемы межбюджетного регулирования – это в значительной степени дело регионов, считает он, федерация же должна задавать тренды. Впрочем, диалог должен быть корректным со всех сторон и направленным на поиск консенсуса. |