Политическая жизнь в Иркутской области | |
01.09.2021 |
Лавров назвал атакой на прошлое России нападки на Сталина как главного злодея: мнения иркутских историков разделились |
|
Москва, Иркутск, 1.09.21 (ИА «Телеинформ»), - Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров считает, что нападки на Иосифа Сталина как «главного злодея эпохи» – это атака извне, цель которой – переписать историю и политически ослабить Россию. Иркутские историки не во всем согласны с этим заявлением. Лавров заявил об этом 30 августа 2021 года на встрече с ветеранами Великой Отечественной войны в Волгограде. Видеозапись мероприятия опубликована на – Если нападки имеют целью не просто переписать историю, а использовать эти аргументы, чтобы нас ослабить, это – реальная политика, – сказал Сергей Лавров. – И [вы говорили] об Иосифе Сталине, который был председателем комитета обороны и всеми процессами должен был руководить. Я абсолютно согласен с тем, что историю нельзя трогать. Нападки на Сталина как на главного злодея сваливают в одну кучу все, что он делал до, во время войны и после войны. Это ведь тоже часть той самой атаки на наше прошлое, на итоги Второй мировой войны. Историю надо беречь. Заявление главы МИД РФ Телеинформу прокомментировали иркутские историки. Они по-разному оценили его выступление.
– Речь идет не о признании того, насколько великим был Сталин, а о том, чем на самом деле является его критика, особенно когда она используется в контексте международных отношений, – подчеркивает он. – Важно понимать, что это не критика Сталина и даже не критика СССР, к которой люди определенных убеждений могли бы присоединиться, не покривив душой. Дело в том, что речь идет именно о навязывании современной России ответственности, а в перспективе – вины за неопределенно длинный ряд преступлений. Часть из них была реально совершена, и они были совершенно ужасные, но это была совсем другая эпоха, и непонятно, с какой стати современные граждане и даже власти России должны были бы за них отвечать. А часть этих преступлений является мифической, как, например, разговор о том, что Сталин намеревался захватить мир. По словам Артема Ермакова, речь идет о том, что если каждому из политиков середины 20 века, которые жили в тоталитарных или демократических странах, попробовать дать моральную оценку на уровне современных стандартов, особенно европейских, критики не выдержит никто, даже Черчилль. Все они, так или иначе, могут оцениваться только на фоне друг друга, и это совершенно нормально. – Поэтому Лавров, несмотря на жесткую и отчасти популистскую форму высказывания, в общем-то, абсолютно прав: говоря о Сталине с гражданами России, говорят совсем не о Сталине, а о том, что они виноваты, должны заплакать и заплатить. И в этом смысле я, конечно, разделяю его позицию: ничего мы никому не должны, – уверен Артем Ермаков.
– Конечно, не может быть речи о том, что это какие-то нападки извне. Пусть политики поговорят со специалистами, с теми, кто знает войну и 30-е годы, кто пережил это, пусть они поговорят с теми, у кого тогда погибли или сидели в тюрьмах родственники. Если в чьей-то семье никто не был репрессирован, это не означает того, что во всех других семьях была точно такая же история. Поэтому это совсем не «сваливание в одну кучу», это две разные «кучи». Это как раз они своими заявлениями все «сваливают в одну кучу», – считает он. По словам Алексея Петрова, военная история – это советский солдат, советский генерал, советский человек, который победил. А Сталин – это еще 20 лет руководства страной. – Поэтому мы можем говорить о том, что человек был просто как кусок мяса – грубовато, но это было примерно так. Ни о каких человеческих свободах вообще не шла речь. То, что мы видим и знаем из истории о тех трагедиях, о человеческих судьбах, о том, какое количество людей уехало из Советского Союза, – это как раз про Сталина. И мне непонятно, почему критика советского прошлого каких-либо периодов воспринимается как «переписывание истории» или «нападки на историческое прошлое». У нас, извините, когда в конце 80-х – начале 90-х годов открылись архивы, которые сейчас благополучно закрыты, из истории страны выпало большое количество неудобных фактов. О них нужно говорить, их надо обсуждать, а не интерпретировать таким образом, – говорит Алексей Петров и добавляет: – И мне вообще не очень нравится, когда у нас об истории больше говорят политики, нежели историки. Потому что историков всех «перекрыли» на самом деле, они сейчас стараются не говорить об истории во избежание того, чтобы не «получить по голове». Другие отзывы из Иркутска на мировые и российские новости:
|