ТЕМЫ
Архив
< Октябрь 2024 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
Сегодня
Политическая жизнь в Иркутской области

RAND назвали шаги США к прекращению конфликта на Украине. Сергей Шмидт: Я согласен с каждой буквой этой аналитики

Лос-Анджелес, Иркутск, 31.01.23 (ИА «Телеинформ»), - Американский исследовательский центр RAND Сorporation опубликовал доклад под названием «Как избежать долгой войны: политика США и траектория российско-украинского конфликта».

 

Эксперты анализируют этот конфликт с точки зрения национальных интересов США и приходят к выводу, что его затягивание Вашингтону невыгодно. И хотя США не могут определить длительность противостояния, отмечается в докладе, они могут предпринять шаги, которые помогут завершить конфликт путем переговоров. Политолог Сергей Шмидт допускает, что мир наступит именно с применением подобного плана действий.

Среди выгод, которые Вашингтону принесет затягивание боевых действий, эксперты выделяют четыре следующие.

  • Дальнейшее ослабление России. Однако США получат от этого лишь умеренные выгоды.
  • Рост контроля Киева над территориями. Меньше украинцев будет жить на подконтрольных России территориях, что в гуманитарных интересах США. Также это укрепит международную норму о территориальной целостности государства.
  • Снижение «возможностей России угрожать другим». Пока идут боевые действия, у Москвы будет меньше ресурсов на то, чтобы вмешиваться в события в других местах.
  • Снижение энергетической зависимости поддерживающих Украину стран от России и рост их трат на оборону. Этот тренд эксперты считают уже достаточно устойчивым.

Однако издержек для США, связанных с затягиванием конфликта, отмечают эксперты RAND, гораздо больше. Они выделяют девять – от наиболее до наименее значительных:

  • Будет расти риск того, что Москва применит ядерное оружие и начнется война между НАТО и Россией. Избежать этих двух сценариев – главный приоритет США.
  • Киеву будет нужно больше экономической и военной поддержки. Чем раньше Украина вернется к экономической устойчивости, тем меньше будет нагрузка на бюджеты США и союзников.
  • Чем дольше длится конфликт, тем больше от него пострадает украинцев. В гуманитарных интересах США – прекратить это.
  • Продолжится рост цен на энергоносители и продукты питания, тогда как в интересах Вашингтона – стабилизация энергетических рынков и обеспечение глобальной продовольственной безопасности.
  • Замедлится глобальный экономический рост, что негативно скажется на американской экономике.
  • США не смогут в достаточной мере сконцентрироваться на других приоритетах своей внешней политики, поскольку их ресурсы будут сосредоточены на украинском направлении.
  • На этих приоритетах также негативно сказывается текущее замораживание отношений с Россией. Пока длится конфликт, разморозить их проблематично.
  • Сохраняется вероятность того, что Россия приобретет новые территории, хотя, по оценке экспертов RAND, «она невелика».
  • Россия впадет в большую зависимость от Китая, чем до начала конфликта. В условиях глобального соперничества Вашингтона с Пекином это не в интересах США.

Аналитики RAND рассматривают три варианта завершения конфликта: абсолютная победа одной из сторон, перемирие с прекращением боевых действий или же политическое урегулирование.

Говоря об абсолютной победе, эксперты ссылаются на определение американского политолога Дэна Рейтера, согласно которому «победитель устанавливает новое руководство в побежденном государстве, оккупируя или аннексируя территорию противника...». Такую победу союзники достигли во Второй мировой войне. Однако в украинском конфликте такой вариант маловероятен, отмечают аналитики.

Более возможным они считают перемирие с заморозкой линии фронта и/или переговоры о политическом урегулировании (зачастую на практике разницы между этими подходами практически нет). Исходя из переговоров в Стамбуле весной 2022 года, эксперты обозначают ключевые требования сторон: для Москвы принципиально неприсоединение Украины к НАТО; для Киева –получение гарантий его безопасности со стороны Запада из-за недоверия к России. Урегулирование может коснуться ряда других вопросов – от создания фонда восстановления Украины до условий снятия западных санкции с России. «Политическое урегулирование необязательно должно решить все расхождения между сторонами; необходимо устранить расхождения так, чтобы это позволило качественно улучшить отношения между бывшими воюющими сторонами», – говорится в докладе.

Однако сейчас кажется невозможным начать переговоры не только о мире, но о перемирии. Аналитики называют два фундаментальных препятствия для них. Во-первых, это оптимизм каждой из сторон относительно исхода боевых действий.

Во-вторых, существует пессимизм касательно тех преимуществ, которое сторонам может принести урегулирование. Взаимное недоверие ведет к опасениям, что мир долго не продлится. Препятствия возникают тогда, когда хотя бы одна сторона уверена, что ее противник – это агрессор, который, заполучив преимущество, нарушит соглашение или изменит свои предпочтения в будущем. Это, по мнению экспертов, касается в первую очередь Киева. Россия же, пишут они, считала бы мир выгодным, если бы Украина обязалась не присоединяться к НАТО, однако из-за периодических сдвигов в украинской внешней политике российская сторона не верит, что Киев сдержит это обещание. Москва также полагает, что после завершения конфликта Запад сохранит санкционное давление на нее.

По оценке экспертов, в интересах США – долгосрочное мирное соглашение, а не просто перемирие; в дальнейшем оно позволит разрешить противоречия между Россией и НАТО. Если конкуренция в Европе будет более управляемой, а риск возобновления конфликта на Украине снизится, США смогут перераспределить ресурсы исходя из своих стратегических приоритетов, а на восстановление Украины потребуется меньше внешней поддержки. Однако текущий уровень враждебности указывает на то, что политическое урегулирование куда менее вероятно, чем перемирие.

Аналитики RAND называют четыре ключевых шага, которыми США могли бы напрямую приблизить завершение конфликта.

Во-первых, прояснить будущее зарубежной помощи Украине. США сделали первый шаг в этом направлении, создав «Инициативу содействия безопасности Украины» и штаб в Европе по координации помощи, но поставки по-прежнему нерегулярны. Ожидания Киева, что военная помощь будет длиться бесконечно, повышает оптимизм украинского руководства. Поэтому, считают эксперты, Вашингтон мог бы увязать будущие поставки с обязательством Киева сесть за стол переговоров, пообещав помощь в решении проблем после заключения мира.

Второй шаг – взять на себя обязательства по обеспечению безопасности Украины. Они могут иметь разные формы – от оказания ограниченной поддержки до обещания военного вмешательства в случае нападения. Такой подход устранил бы обеспокоенность Киева в том, что Москва начнет против него боевые действия.

В-третьих, гарантировать нейтралитет Украины. Этот пункт – одно из ключевых требований Москвы. Одностороннее обещание Киева, отмечают эксперты, у российского руководства доверия не вызывает, поэтому необходимо, чтобы такое обещание подкрепили США и некоторые союзники по НАТО. Это потребует компромиссов со стороны Вашингтона, поскольку, с одной стороны, такое решение поможет завершить конфликт и ослабить напряженность между НАТО и Россией; а с другой – вызовет недовольство в самих Штатах, проблемы в их контактах с союзниками и с Киевом. Обязательства по обеспечению безопасности Украины в сочетании с ее закрепленным нейтральным статусом стали бы новой конструкцией во внешней политике США.

И наконец, четвертый шаг – обозначить условия для смягчения санкций в отношении России. До сих пор они используются как мера наказания, а не как стимул к изменениям. Учитывая, что в Москве считают, что после конфликта санкции останутся в силе, перспектива их отмены позволила бы привлечь российскую сторону к мирному урегулированию. При этом здесь есть свои риски: на протяжении многих лет США создавали так называемую санкционную коалицию, и теперь придется убеждать союзников смягчить давление. На это могут согласиться не все, и потому предложение Вашингтона рискует быть ограниченным, пишет РБК.

  • Политолог, кандидат исторических наук Сергей Шмидт надеется, что несмотря на настроения части конфликтующих обществ, в итоге сработает наиболее рациональный вариант прекращения противостояния:

– Я согласен не просто с каждым тезисом, с каждой буквой этой аналитики от RAND. Дело не в том, что RAND Corporation это одна из самых, если не самая влиятельная экспертная структура не только в США, но и во всем мире, и я попадаю под влияние ее авторитетности. Мне кажется, что любой здравомыслящий человек, ознакомившись с данным примером аналитики, согласится с тем, что он продуманный, внятный, неангажированный и просто в максимальной степени реалистичный. Даже в том, что касается варианта ядерной эскалации.

Честно скажу, в самом начале конфликта, тем более, до 24 февраля, я был практически уверен, что никакая ядерная развязка принципиально невозможна в современном мире. Сейчас я так не считаю. Почти уверен, что появление первого же танка «Леопард» на территории Крымского полуострова (насчет Донецка я не так уверен), обернется применением Россией ядерного оружия, причем по просьбе российского общества, которую возможно озвучит в Госдуме все та же Валентина Терешкова. Интрига тут будет только в одном: будет ли ядерное оружие применено без ультимативного предложения развернуть танки обратно, или президент России сделает такое предложение и даст время подумать?

Опять же допускаю, что это понимают и на Западе, и в Киеве, и военное возвращение Крыма Украине существует только в воспаленном воображении охваченного оборонительно-патриотическим угаром украинского народа. Очень надеюсь, что не всего народа, а его сетевых активистов, по поводу которых даже совершенно проукраински настроенные люди признают, что никто так не вредит Украине, как ее сетевые активисты.

Если исходить из того, что рано или поздно восторжествует наиболее рациональный вариант, то можно надеяться, что произойдет-таки и заморозка конфликта, и, что наверняка будет обидно российским турбопатриотам, либо закрепление за Украиной нейтрального статуса, который по структуре гарантий мало чем будет отличаться от членства в НАТО, либо фактическое членство в НАТО. Что поделать, раз абсолютные цели СВО оказались недостижимы, надо будет как-то мириться с формулой «НАТОвская Украина в обмен на территории». Тем более, что украинским турбопатриотам тоже будет непросто, ибо им хочется и НАТО и Крым одновременно.

 
Отслеживать: Досье раздела
Современный Китай: мифы и реальность
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
  • Все права защищены © ООО «ИРА Телеинформ». Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на i38.ru (для интернет-СМИ) или на ИА «Телеинформ» (печатные, эфирные СМИ)
  • Дизайн-концепция © «Gombo Design». Верстка и техническая поддержка © «БайкалТелеИнформ»
  • Регистрационный номер — ИА № ФС 77 - 75717, выдан 24.05.2019 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
  • Политика в отношении обработки персональных данных
  • На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)
  • онлайн курсы бровиста