Политическая жизнь в Иркутской области | |
19.02.2013 |
Выборы-2013 в Иркутской области: риски на старте. Экспертное мнение |
|
![]() Иркутская область, 19.02.2013 (ИА «Телеинформ»), - Набирает обороты кампания по выборам депутатов Законодательного собрания Иркутской области: хотя де-юре она еще не стартовала, де-факто процесс уже пошел. Об окончательной определенности в плане партийного расклада или персонального участия тех или иных лиц пока говорить рано, тем не менее, представляет интерес мнение экспертного сообщества относительно политической ситуации на первом этапе выборного марафона. О том, что он не будет легким, Телеинформ в цикле публикаций намерен представить самые разные точки зрения экспертов на происходящее в региональной политике. Сегодня своим мнением делится профессор права, заведующий кафедрой конституционного права Юридического института ИГУ Сергей Шишкин. - Сразу оговорюсь: не следует воспринимать все нижесказанное как «DDoS-атаку» на идеологов избирательной кампании, - подчеркивает эксперт. – Это всего лишь попытка поразмышлять о возможных рисках, которые просматриваются на сегодня, и способах их минимизировать, а также о тенденциях и особенностях этого выборного цикла. Как считает аналитик, есть ряд факторов, которые важно учитывать, говоря о текущей ситуации. - Прежде всего, стоит отметить, что нынешние выборы в ЗС – это политический вызов для лиц, являющихся главными идеологами и организаторами кампании: для губернатора Иркутской области Сергея Ерощенко и первого зампреда регионального правительства Николая Слободчикова (как «правой руки» в политической работе). Само по себе стремление исполнительной власти повлиять на формирование власти законодательной совершенно объяснимо — в конце концов, ей нужен конструктивный и договороспособный партнер. Но гарантирован ли успех — есть сомнения: организаторами выборных кампаний руководителям области еще не приходилось выступать. И у губернатора, и у его заместителя есть успехи в других значимых областях - в профессиональной деятельности, в бизнесе, но в политике пока еще не было ярких побед. А значит, им предстоит поднимать новые для себя пласты, возделывать целину. Это обстоятельство накладывает свой отпечаток на происходящие процессы и, по сути, является особенностью нынешней избирательной кампании. При этом и губернатор, и зампред вынуждены сочетать эту, безусловно, сложную, кропотливую работу с текущей деятельность (а это ох как непросто, учитывая многообразие и сложность тех вопросов в экономической и социальной жизни области, которыми занимаются первые лица). При этом очевидно, что перепоручить «текучку» даже такому опытному управленцу, каким является замгубернатора Сергей Дубровин – это тоже не выход, поскольку таким образом можно потерять контроль над ситуацией и значимые контакты с субъектами экономической деятельности. Могу допустить, что на нынешней стадии формирования списка персон, которых губернатор хотел бы видеть в новом ЗС, есть разные варианты. Возможно существование до десяти списков. Оно и понятно: процесс сложный. Особенно если вспомнить, что нынешняя кампания – это пролог других (и куда более значимых) выборов – губернаторских. И не удивительно, что попытки оказать влияние на формирование списка будущего состава ЗС предпринимают самые разные лица. И не всегда они руководствуются благими намерениями. Отделить зерна от плевел и агнцев от козлищ очень сложно. При этом давит «фактор времени» – выборы все ближе, и основной период агитации будет проходить очень непросто – в летнее время, в сезон отпусков. Очевидно, что составление так называемого «губернаторского списка» продиктовано идеей сформировать областной парламент «без политики и политиканства». Стремление понятно. Но чтобы модель нового ЗС была живой (и жизнеспособной), нужны люфты, нужно делать допуски. Нельзя волюнтаристски подходить к вопросу – нужно дать людям выбор. Не стоит забывать, что парламент формируется для граждан, а не для удобства каких-то отдельных групп. Еще из особенностей нынешней кампании стоит выделить то, что я назвал бы (прибегнув к терминологии, взятой из футбола) «зимним трансферным окном Гражданской платформы». Как известно, начались подвижки в сторону формирования в Иркутской области нового политического альянса на базе регионального отделения новой политической партии «Гражданская платформа» (лидер – олигарх Михаил Прохоров). По некоторой информации (официально она пока не озвучена) лидерскую тройку могут составить председатель думы города Иркутска Андрей Лабыгин («Единая Россия»), депутат Законодательного собрания, недавно официально вышедший из «Справедливой России» Владимир Матиенко и владелица компании «Фортуна» Нина Чекотова, в 2011 году покинувшая ряды ЛДПР. Зимнее трансферное окно «Гражданской платформы» открылось - начинаются активные перемещения «игроков». Формируется этакое «иркутское Анжи» (российский футбольный клуб, составленный из сильных легионеров – прим. Телеинформа). Появление новой политической силы сыграет свою роль в предстоящих выборах (под них и создается), однако роль эта может быть весьма неоднозначной. Поясню. Как мы помним, по итогам прошлого года стало очевидно, что ставка на выборах в ЗС будет делаться на «Единую Россию». Казалось бы, вот она, определенность и ясная логика кампании, ее стержень. Однако, очевидно также и то, что авторитета ЕР вряд ли хватит, чтобы обеспечить желаемый результат. На одной партии ЕР далеко не уедешь. А потому включается то, что я бы назвал игрой в спойлеры (в прошлый раз это была конфигурация – ЕР+ЛДПР). На выборах 2013 года задумана комбинация ЕР+Гражданская платформа. Могу предположить, что в планах партии Прохорова получить на нынешних выборах в ЗС не менее 7,5% голосов. Однако, в такой конфигурации заложены риски. И главный из них – то, что из центра на места (электорату и местной власти) пойдет «невнятный сигнал» (кого же поддерживает региональная власть – ЕР или Гражданскую платформу?). При этом жители Иркутской области (как и вообще россияне), не вникающие в суть сложных политических маневров, на волне общего недовольства («в Иркутске сами не понимают, чего хотят») могут в итоге проголосовать за «третью силу». И будет это КПРФ – мощный магнит протестности. Когда ведется «двухстержневая» кампания, всегда есть такой риск. Могу допустить, что мэры территорий не станут предпринимать сверхусилий, чтобы подготовить население к сложным ходам идеологов избирательной кампании – все же система отношений «губернатор-главы МО» еще не выстроена, а потому все возможно. В том числе и протестное голосование в силу «неясности сигнала сверху». В результате коммунисты могут получить серьезное количество голосов – до 8 мандатов в ЗС, а ЕР, соответственно, уменьшит свое присутствие. В итоге политического большинства в ЗС не будет ни у одной из сил – таким образом закладывается изначальное противоречие в работу регионального парламента. Возвращаясь к теме электорального поведения, хотел бы напомнить, что политический монизм (от греческого «монос» – один, единственный) - главная черта менталитета избирателя. Посыл от власти должен быть понятным и не противоречивым. И если, образно говоря, мы предлагаем сложное политическое меню, покупатель может не выбрать ни одно из блюд, а просто напьется на входе. Немалые риски несет и то, что, используя меткое выражение политолога Сергея Шмидта, я бы назвал «потешным избирательным законодательством». Опыт выборов в Новосибирске, к примеру, показал, что этот ресурс не всегда срабатывает. В отличие от прежней «архитектуры» регионального парламента (обеспечивающей политическую монолитность), на предстоящих выборах в ЗС только 23 мандата распределяются по партийной линии, а 22 – это одномандатники. Причем, из-за того, что введены региональные группы в партсписке, появляются «ниши». И эти ниши могут занять отнюдь не члены «Единой России». В итоге может получиться, что на руках у ЕР вместо нынешнего подавляющего большинства окажется максимум 8 мандатов. Ведь партийцы-единороссы на местах не мотивированы на победу – ради чего биться, если твое попадание в ЗС будет определять верхняя партийная инстанция. Как минимизировать риски, как не пострадать в результате «гримас и химер» правового пространства? Пока не поздно, поменять «правила игры». Есть новый избирательный закон, а нужен – новейший. Думаю, имело бы смысл вернуться к той формуле, по которой формировали ЗС в 2008 году. Можно, конечно, действовать в рамках нового усложненного закона, но тут велик шанс, что никто контрольный пакет не сформирует, и таким образом будет выбран очень «неудобный» парламент. Лучше на входе сделать все возможное, чем в сентябре «огребаться» после неудачи на выборах. Пока не поздно - скорректировать маршрут движения, чтобы не зайти в тупик.
|