ТЕМЫ
Архив
< Октябрь 2023 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
Сегодня
Происшествия в Иркутской области

Около полутора тысяч жителей Приангарья с начала года стали жертвами телефонных и интернет-мошенников

Иркутская область, 26.05.23 (ИА «Телеинформ»), - Скольких жителей Иркутской области с начала года обманули мошенники, какие схемы «развода» существуют и как не потерять деньги, рассказали представители правоохранительных органов региона на пресс-конференции 26 мая.

Начальник управления по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры Иркутской области Владимир Бабиков сообщил, что совершаемые с использованием информационно-телекоммуникационных технологий преступления составляют около четверти от общего количества. Из них более 80% – преступления против собственности, 6% касаются незаконного оборота наркотиков, остальные связаны с заведомо ложными сообщениями об актах терроризма, нарушением тайны переписки, совершаются против свободы неприкосновенности личности, и так далее.

Он подчеркнул, что в 2022 году количество таких преступлений в регионе сократилось на 7,4%, а раскрываемость возросла до 26%. Вместе с тем, за четыре месяца 2023 года число информационных преступлений в Приангарье выросло на 23%, в СФО – на 38%, а в целом по России – на 25%.

О конкретных цифрах рассказал начальник контрольно-методического отдела по преступлениям в сфере информационно-телекоммуникационных технологий ГСУ ГУ МВД по Иркутской области полковник юстиции Михаил Деркач. Так, за четыре месяца 2023 года общее количество краж и мошенничеств (статьи 158 и 159 УК РФ) в регионе увеличилось на 21,8%. При этом число краж с банковского счета сократилось, а число мошенничеств – наоборот, выросло на треть, что свидетельствует о том, что люди чаще всего сами добровольно перечисляют сбережения злоумышленникам. С начала года от действий телефонных и интернет-аферистов пострадали 1426 жителей Приангарья.

Он добавил, что если говорить о телефонных мошенничествах, то большинство звонков в Иркутскую область поступает из-за рубежа. Так, например, в 2022 году полиция Приангарья передала коллегам из других регионов 76 нераскрытых уголовных дел на соединение с раскрытыми (то есть злоумышленники являлись жителями тех субъектов РФ и там предстали перед судом) и приняла из других субъектов 38 таких же нераскрытых дел. Остальная масса телефонных преступлений – это звонки из других стран или с виртуальных номеров.

За четыре месяца 2023 года органы предварительного следствия МВД Иркутской области направили в суд 347 уголовных дел (296 – по кражам с банковских счетов, 51 – по мошенничествам). Нарабатывается практика направления в суд дел в отношении курьеров. По данным региональной прокуратуры, всего за январь-апрель 2023 года к уголовной ответственности по делам об информационных преступлениях привлекли более 500 человек.

ТОП-10 мошеннических схем:

  • «Звонок из службы безопасности банка» (или от правоохранительных органов). Легенда: на ваше имя оформлен кредит/заявка на кредит, чтобы обезопасить себя, нужно взять еще один кредит, чтобы злоумышленники не смогли превысить кредитный лимит, и перевести средства на резервный/специальный счет. Важно знать: банки и полиция с такими сообщениями не звонят, а никаких «безопасных» счетов не существует. Правильные действия: не отвечать на звонки с незнакомых номеров, а услышав ключевые фразы легенды, прекратить общение.
  • «Близкий в беде». Легенда: звонок от имени родственника или из полиции с рассказом о том, что ваш сын/дочь/внук попал в ДТП, пострадали другие люди, и чтобы «отмазать» близкого от уголовного преследования, нужно срочно заплатить, а также никому не рассказывать об этом. Важно знать: полиция не предлагает «откупиться» от наказания. Правильные действия: уточнить, что конкретно и где произошло, постараться, чтобы этот разговор слышал кто-то из присутствующих рядом, а закончив общение, нужно перезвонить этому родственнику и на телефон доверия полиции, подробно описав ситуацию.
  • «Сказочные инвестиции». Легенда: жертве предлагают заработать на каком-нибудь сайте, вложив деньги в те или иные акции (часто речь об услугах форекс-дилеров или торгах на международном финансовом рынке). Правильные действия: нужно проверить на сайте Банка России, является ли компания, в которую планируется инвестировать средства, профессиональным участником рынка ценных бумаг.
  • «Сайты-двойники». Чаще всего это интернет-страницы, очень похожие на сайты банков или ритейлеров, при вводе данных банковской карты деньги с нее списываются, а на сайте появляется сообщение об ошибке оплаты. Правильные действия: не переходить по подозрительным ссылкам, при «ошибках» – перезвонить на горячую линию банка. Важно знать: некоторые поисковики в результатах поиска помечают реальные сайты банков и крупных компаний специальным значком (синей галочкой). Кроме того, при переходе по ссылке нужно обратить внимание, чтобы она начиналась с «https» – безопасного протокола передачи данных, а в адресной строке браузера рядом со ссылкой стоял «замочек», подтверждающий, что подключение безопасно.
  • «Онлайн-курсы». Легенда: пользователю предлагаются образовательные курсы, онлайн-тренинги личностного роста, марафоны похудения, для оплаты которых предлагают перевести деньги через мобильный банк. Правильные действия: перед оплатой такой покупки стоит поискать в интернете отзывы про эти курсы, а если с вами связался менеджер курса, расспросите его подробно об услуге и как ее получать.
  • «Фейковые объявления». Чаще всего размещаются на «Юле», «Авито» и подобных сервисах. Цена в этих объявлениях о продаже техники/запчастей/цветов/и т.д. стоят существенно ниже рыночной, но после оплаты продавец заносит ваш номер в черный список и прекращает общение. Правильные действия: в переписке не переходить для общения в другой мессенджер, не открывать предлагаемые ссылки, у продавца стоит запросить дополнительные фото или видео товара, при оплате пользоваться доставкой сайта объявлений, не «вестись» на объявления с существенно заниженной ценой товара.
  • «Предоплата». Легенда: в интернете размещается реклама об открытии в вашем городе, например, салона красоты или оздоровительного центра, при записи на сеанс администратор с вас просит предоплату, так как в этот салон уже огромная очередь из желающих. После перевода денег общение прекращается. Правильные действия: до оплаты проверьте в интернете, на новостных сайтах, действительно ли в вашем городе открылся такой салон. Также можно посмотреть по онлайн-картам адрес и узнать, что находится в этом здании и существует ли оно на самом деле.
  • «Пенсионные юристы». Легенда: пожилому человеку звонят и рассказывают, что якобы ему неправильно начисляли пенсию, на самом деле выплаты должны быть гораздо больше, или же человек находит в интернете сайт с подобной информацией. Затем ему за существенную сумму (25-100 тысяч рублей) предлагают помощь в составлении обращения в ПФР. Правильные действия: прекратить телефонное общение, за разъяснениями о начислении пенсии следует обратиться в отделение соцфонда по месту жительства, его сотрудники бесплатно могут помочь составить обращение, если окажется, что какие-то выплаты действительно положены. Также не стоит на таких сайтах общаться во всплывающих чатах-помощниках.
  • «Старый приятель». Легенда: вам звонит человек и предлагает угадать, кто он («Привет, как дела, узнал?»). На основании предположений собеседника уже и выстраивается история, а затем «одноклассник» или «дальний родственник» просит одолжить ему немного денег на бензин/телефон/такси, в пределах пары тысяч рублей. Правильные действия: дать собеседнику представиться самому, можно подловить ложным вопросом, например, о несуществующем родственнике (мошенник, скорее всего, подхватит эту фразу и тем самым разоблачит себя).
  • «Звонок из библиотеки». Легенда: человеку, чаще пожилому, звонят якобы из библиотеки и рассказывают, что когда-то он не вернул на абонемент книги, и теперь надо уплатить компенсацию, иначе они обратятся в суд. Правильные действия: сказать, что уточните информацию непосредственно в библиотеке и завершить разговор, не сообщать домашний адрес.

Помимо вышеуказанных, набирает популярность схема «Успеть сохранить абонентский номер». Легенда: звонят от имени сотовых операторов, якобы истекает срок пользования сим-картой, и для сохранения за собой абонентского номера следует сообщить код из смс или данные документов. Правильные действия: прекратить общение, ничего не сообщать. Помимо библиотек, могут звонить, кстати, с сообщением, что человек якобы профинансировал террористическую группировку, и тоже требовать деньги и грозить возбуждением уголовного дела. В этом случае тоже следует прекратить общение и не вестись на угрозы.

Михаил Бабиков также предупредил: не стоит продолжать общение с мошенником для развлечения, так как современные технологии позволяют в дальнейшем использовать уже этот номер для подмены, и следующим жертвам могут позвонить уже якобы с вашего номера.

– Есть такая старая поговорка, что рынком движет страх и жадность. В данном случае эти две эмоции тоже являются основными, на которых играют мошенники. «Внук попал в ДТП» – страшно. «Вы профинансировали террористическую организацию» – страшно. «В отношении вас возбудили уголовное дело» – страшно. За три копейки купить дорогой автомобиль – очень хочется. Вложиться под огромный процент – очень хочется. Потому люди идут и берут баснословные кредиты, которые они никогда не смогут выплатить. Так что единственный совет: прерывайте разговор. Любая пауза в общении с мошенниками даст вам возможность осознать, что происходит, – резюмировал начальник управления организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних ГУ МВД по Иркутской области полковник полиции Илья Пономарев.

 
Поиск людей в Иркутске и области
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
  • Все права защищены © ООО «ИРА Телеинформ». Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на i38.ru (для интернет-СМИ) или на ИА «Телеинформ» (печатные, эфирные СМИ)
  • Дизайн-концепция © «Gombo Design». Верстка и техническая поддержка © «БайкалТелеИнформ»
  • Регистрационный номер — ИА № ФС 77 - 75717, выдан 24.05.2019 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
  • Политика в отношении обработки персональных данных
  • На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)
  • онлайн курсы бровиста