ТЕМЫ
Архив
< Октябрь 2020 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  
Сегодня
Новости транспорта в Иркутской области

РЖД - о сплошных лесных рубках, экологических стандартах и модернизации объектов БАМа и Транссиба в Иркутской области

Иркутская область, 4.09.20 (ИА «Телеинформ»), - В ОАО РЖД опровергли слухи о готовящихся сплошных вырубках леса в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории.

Напомним, тема возникла на волне принятия федерального закона 254-ФЗ от 31 июля 2020 года «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В частности, в документе говорится, что закон «устанавливает особенности регулирования градостроительных, земельных и иных отношений в целях модернизации и расширения объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения».

Закон принят с тем, чтобы снять препятствия для модернизации железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей – с 2013 года РЖД реализует соответствующий инвестиционный проект по поручению правительства РФ. Цель – увеличить пропускную способность железных дорог на востоке страны, а также сделать пассажирские и грузоперевозки более безопасными.

В диалоге с региональной властью

Региональные власти, экологическая общественность намерены контролировать ситуацию. Для этого между Иркутской областью и ОАО РЖД подписан плана дополнительных мер по охране окружающей среды в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории по объектам реконструкции и строительства Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей.

- Компания РЖД в рамках договорных отношений с правительством Иркутской области будет проводить компенсационное лесовосстановление, согласно действующему Лесному кодексу. То есть, те площади, которые попадут под рубку, в обязательном порядке будут восстановлены. Более того, дополнительно на 19 гектарах будут также посажены лесные культуры. То есть, площадь восстановленного леса превысит площадь вырубленного, - сообщил заместитель министра лесного комплекса Иркутской области Михаил Карнаухов. - Также запланированы биотехнические мероприятия в особо охраняемых природных территориях. Это создание подкормочных площадок, поставка кормов, расстановка информационных стендов. Это серьезная работа, и она требует ответственного подхода к выполнению. Министерство лесного комплекса региона будет осуществлять контроль за работами вплоть до самого их окончания.

Железнодорожники не против такого контроля, более того, уже предприняли первые шаги с тем, чтобы представить общественности объекты, подлежащие модернизации. В частности, на минувшей неделе представителям иркутских СМИ показали два мостовых перехода на Транссибирской магистрали в Слюдянском районе.

Эти мостовые переходы пока только предлагаются ОАО РЖД для включения в перечень объектов по модернизации БАМа и Транссиба, утверждаемый правительством РФ. Как сообщил начальник Центра охраны окружающей среды ВСЖД - филиала РЖД Вячеслав Здор, федеральный закон 254-ФЗ от 31 июля 2020 года четко оговаривает, что каждый объект модернизации должен пройти утверждение на федеральном уровне.

Всего в перечень предлагается включить 108 объектов РЖД, расположенных в границах ЦЭЗ Байкальской природной территории. На Иркутскую область приходится 26 – по большей части, это мостовые переходы. Вторая категория объектов для включения – энергоучастки тягловых подстанций, требующие технического перевооружения. Кроме того, предложено внести объекты селезащиты и двухпутные вставки и разъезды (на севере, по БАМу). По каждому объекту предусмотрен ряд природоохранных мероприятий.

Мостовой переход «возрастом» 116 лет

Первый объект находится на 5339 километре Транссиба, в районе поселка Утулик. В перечень на модернизацию он предложен с такой формулировкой: «Реконструкция первого, второго и третьего пути 5339 км, пикет четвертый участка Иркутск – Петровский Завод ВСЖД-филиала РЖД».

Фото: Мостовой переход 1904 года "выпуска"

- Все объекты, которые у нас находятся в ЦЭЗ Байкала, проходят и будут проходить государственную экологическую экспертизу, - подчеркивает Вячеслав Здор. - По данному объекту проектно-сметная документация на сегодня подготовлена, поданы документы на прохождение государственной экологической экспертизы.

Главный инженер проекта по реконструкции ряда объектов модернизации БАМа и Транссиба («Иркутскжелдорпроект») Сергей Степанюк рассказал о том, что представляет из себя этот мостовой переход и как его предполагается реконструировать:

- Возводился он в несколько этапов: в 1904 году (116 лет назад!) был построен мостовой переход по второму пути, в 1914 году - по первому и третьему. В 1964 году на втором пути металлическую ферменную конструкцию заменили на железобетон, и в таком виде мы его видим сейчас. В 2014 году производились работы текущего содержания, но в связи с техническим состоянием нужны более кардинальные меры.

- Обратите внимание на год постройки: начало 20 века. Сейчас век 21-й. Сравните объемы грузоперевозок, интенсивность движения, нагрузки, скорости, - добавляет Вячеслав Здор. - Тут три пути. Второй путь вообще не меняли. Надеюсь, вы понимаете, насколько тема реконструкции таких объектов назрела. Мы ратуем, в том числе, за экологию. За предупреждение чрезвычайных ситуаций. Я, как отвечающий за экологическое направление на ВСЖД, рад этой реконструкции – не только с точки зрения экономической необходимости, для развития региона, для увеличения грузопотока, но и с точки зрения экологии. Это необходимо, дабы исключить чрезвычайные непредвиденные ситуации, ведь Байкал - рядом. Я это говорю не ради красного словца!

К слову, проектом реконструкции предусмотрено строительство нового мостового перехода через пути 1, 2, 3. Он будет возводиться на другой оси, со смещением в западную сторону на 27 метров, поскольку на прежнем месте строить нельзя - в связи с необходимостью обеспечения автомобильного движения и проезда в поселок. Габариты существующего мостового перехода не соответствуют возможности проезда спецтехники, в том числе пожарных машин, рассказывает Сергей Степанюк. Поселок без этого нельзя оставлять. Новый мостовой переход будет обеспечивать проезд габаритной техники.

- Также при строительстве мы предусматриваем автомобильную дорогу под ним – с твердым покрытием, освещением, пешеходными дорожками, - рассказывает главный инженер проекта. - Что касается природоохранных мероприятий, при строительстве запроектированы шумозащитные экраны (по 350 метров вдоль путей в обе стороны от мостового перехода). Предусмотрен также сбор сточных и паводковых вод с мостового перехода, с фильтрацией через специальное устройство. Собранные и отфильтрованные, эти воды будут вывозиться согласно техническому регламенту. Все работы предусмотрены в полосе отвода железной дороги, никаких дополнительных отводов не потребуется. Однако, под площадку строительства необходима будет расчистка участка от кустарника (опять же - в полосе железнодорожного отвода).

- Ширина полосы железнодорожного отвода на этом участке – от 40 метров, на втором участке, который мы посмотрим, – 55 метров, - добавляет Вячеслав Здор. - Это не рубка леса, тем более, не сплошная рубка. Это расчистка в полосе отвода. Тем не менее, несмотря на то, что мы делаем не вырубку, РЖД все равно в соответствии с планом, подписанным с правительством Иркутской области, принимает на себя дополнительное обязательство по восстановлению лесных насаждений. Также в плане мероприятий, кроме уже сказанного, – обеспечение автоматизированного лабораторного контроля и мониторинга состояния окружающей среды в точках реконструкции, с выводом результатов в режиме онлайн. Также планируется строительство очистных сооружений, водоотводных лотков и другие мероприятия по охране природы.

Администрация муниципалитета нам поставила условие – при реконструкции обеспечить проходимость технического транспорта, и мы это выполним, - подчеркивает Вячеслав Здор.

Продолжительность строительства объекта - 12 месяцев. Работы будут проводиться в «оконном режиме» - движение по Транссибу перекрывать не будут.

Начальник отдела подготовки строительства и регистрации имущества ДКРС-Иркутск Татьяна Ломова добавляет: экологические требования в ходе реконструкции будут соблюдаться на всех этапах:

- Будет строиться и временный вахтовый поселок – тоже с учетом всех экологических требований. Сразу учтено, что стоянка автотранспорта и строительных машин будет на бетонных плитах. То есть, пятна от топлива не будут попадать на почву. Это обязательное требование – потому что объект находится в ЦЭЗ Байкальской природной территории. Ну и строители в обязательном порядке платят за негативное воздействие на природу.

Фото: Участок под расчистку в полосе отвода железной дороги

Ломова показывает участок, который пойдет под расчистку в 55-метровой полосе отвода – в основном, он покрыт травой и кустарником.

- Тем не менее, РЖД будет соблюдать принцип «один к пяти»: одно дерево срубили – пять посадили. Это уже озвучено и будет исполняться. И это кроме тех мероприятий, которые мы выполняем в рамках проекта. В плане мероприятий, подписанном между Иркутской областью и РЖД, конкретно обозначено, сколько будет высажено деревьев помимо компенсационных лесопосадок (20 гектаров) и где это будет (в ЦЭЗ Байкальской природной территории).

Мостовой переход через Малую Осиновку

Второй объект, представленный железнодорожниками – тоже на Транссибе. Мостовой переход через речку Малая Осиновка в Слюдянском районе.

Фото: Мостовой переход через речку Малая Осиновка

- Это объект реконструкции моста первого пути на 53054 километре, пикет шестой участка Иркутск-Петровский Завод ВСЖД, - уточняет Вячеслав Здор. - Введен в эксплуатацию в 1914 году. Полная длина сооружения составляет 25,27 метра. Предлагается для включения в перечень объектов реконструкции Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей на утверждение правительства РФ. На настоящий момент данный объект имеет полностью проектно-сметную документацию, прошел государственную экологическую экспертизу, государственную техническую экспертизу. После включения в перечень готов к выполнению реконструкции. Объект типовой. Время на реконструкцию - 8 месяцев.

Здесь никакие допотводы тоже не требуются, равно как и расчистки, строительная площадка будет в границах полосы отвода, стоянка машин будет только на плитах – чтобы не было попадания бензина или мазута на почву. Также будет организован сбор и вывоз мусора, причем, по новым требованиям сбор должен быть селективным – отдельно пластик, стекло, бумага. Этот вопрос уже проработан.

- Отличительная особенность этого объекта от предыдущего – то, что переноса его не будет. Населенных пунктов тут нет, поэтому не предусматривается шумозащитных экранов. Зато намечены мероприятия по строительству подпорных стенок, укреплению русла реки со стороны первого пути, - рассказывает Сергей Степанюк. - Данный проект получил согласование в Росрыболовстве в связи с тем, что это водный объект – переход через речку Малая Осиновка. Предусмотрено восстановление поголовья рыбного хозяйства, а также сбор стоков ливневых вод – как со стройплощадки, так и с самого мостового перехода.

Фото: Мостовой переход под нагрузкой

Вячеслав Здор добавляет: повсеместно на каждом объекте будет организован автоматический лабораторный инструментальный контроль показателей воздействия на окружающую среду – будут замеры по атмосферному воздуху, воде, почве, шумовому воздействию, вибрации и т.д. Также на всех объекта будут установлены системы видеонаблюдения в режиме он-лайн.

Татьяна Ломова поясняет: в проектной документации на каждый объект имеется раздел ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду). Он - основной для прохождения государственной экологической экспертизы. Там расписаны все природоохранные мероприятия. Кроме того, каждый объект проходит общественные слушания, причем, в два этапа. Так что ознакомиться с разделом ОВОС может каждый заинтересованный представитель общественности, любая научная организация и т.д.

О сплошных рубках и допотводах

Про сплошные рубки леса, в которых общественность поторопилась обвинить РЖД, работники железной дороги поясняют: ничего такого не предполагается. Дополнительные отводы земель будут, но не много – на двух участках по Байкало-Амурской магистрали.

Фото: Татьяна Ломова и Вячеслав Здор рассказывают о предстоящей модернизации мостового перехода (на заднем плане)

- Это незначительные площади. Допотвод для нас – крайняя мера, - говорит Ломова. - Если смотреть объекты БАМ-2, их [допотводов] там очень мало. Но есть участки, где мы были вынуждены их делать - для безопасности движения, в основном. В рамках селезащитных или лавинозащитных мероприятий. Мы не можем строить дамбу рядом с путями, а там лавина идет с горы... Тот же перевал Дабан [горный перевал на границе Бурятии и Иркутской области в северной части Байкальского хребта, высотой 990 м]. Мы обязаны построить эти защитные сооружения, и для этого нужны дополнительные отводы. На них мы тоже получаем разрешительные документы и контроль за этими участками очень строгий. Вот, например, у нас по БАМу для лавинозащитных целей два крупных допотвода. Каждый нужно защитить, доказать обоснованность их выделения. Каждый будет заложен в проект – рассчитан, посчитан, обоснован.

Татьяна Ломова подчеркивает: общественность пугают допотводами – мол, под их видом РЖД будет рубить лес. Но ведь дополнительные отводы – это не только лесные участки, есть и муниципальные, на которых нет сплошных рубок, в основном там расчистка от кустарника.

- Почему такой шум вокруг РЖД? Дело в том, что федеральный закон 254-ФЗ, в принципе, принят не только для железной дороги, но в целом для транспортной инфраструктуры, а сюда входят и автодороги, и аэропорты, и инженерные сооружения, - говорит Вячеслав Здор. - Может быть, кому-то и нужны дополнительные сплошные лесные рубки. Но не РЖД. Транспортная инфраструктура – это не только железная дорога. И мы хотим довести до людей, реально показать, что мы делаем. В квадратах, по площади, по размерам, по координатам – покажем каждое дерево где будет срублено. Поштучно. Каждое. Мы готовы это провести. Это позиция нашей компании.

СПРАВКА:

  • К объектам инфраструктуры федеральным законом 254-ФЗ от 31 июля 2020 года отнесены: автомобильные дороги общего пользования или их участки, мосты, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты (объекты, используемые при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог), элементы обустройства автомобильных дорог, объекты, предназначенные для взимания платы (в том числе пункты взимания платы), объекты дорожного сервиса; объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта; морские и речные порты, объекты их инфраструктур, в том числе искусственные земельные участки, портовые гидротехнические сооружения; аэродромы или здания и (или) сооружения, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, а также создаваемые и предназначенные для организации полетов гражданских и государственных воздушных судов инфраструктура воздушного транспорта и средства обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи; транспортно-пересадочные узлы; объекты инженерной инфраструктуры, линии связи, иные объекты капитального строительства, необходимые для обеспечения строительства, реконструкции, эксплуатации объектов, указанных выше.
  • Перечень объектов инфраструктуры, в том числе, необходимых для увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, в отношении которых применяются особенности, утверждается правительством Российской Федерации. В указанный перечень не могут быть включены объекты капитального строительства жилого назначения, а также иные объекты, предназначенные для осуществления деятельности, не связанной со строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов инфраструктуры.
  • Перечень объектов инфраструктуры, необходимых для увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал".
  • Полоса отвода железных дорог — это земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.

 
авто новости иркутск
Загрузка...
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
  • Все права защищены © ООО «ИРА Телеинформ». Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на i38.ru (для интернет-СМИ) или на ИА «Телеинформ» (печатные, эфирные СМИ)
  • Дизайн-концепция © «Gombo Design». Верстка и техническая поддержка © «БайкалТелеИнформ»
  • Регистрационный номер — ИА № ФС 77 - 75717, выдан 24.05.2019 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)