Новости ЖКХ в Иркутской области | |
24.06.2014 |
Отсутствие инвестиций в сферу ЖКХ, устаревшие котельные и долги населения – эксперты назвали актуальные коммунальные проблемы в Приангарье |
|
Иркутская область, 24.06.14 (ИА «Телеинформ»), - Отрасль жилищно-коммунального хозяйства в Иркутской области нуждается в инвестициях. Какие они будут – из федеральной казны, из областного или местного бюджетов или же частные – неважно. Вопрос стоит в том, что инвесторам необходимо предоставить гарантии того, что через какое-то время деньги им вернут, да еще с процентами. К такому выводу пришли участники тематического круглого стола, состоявшегося в Иркутске 24 июня.
Так, директор иркутского Водоканала Сергей Винарский заявил, что, по его мнению, отсутствие необходимых инвестиций – главная проблема отрасли ЖКХ. «Например, Водоканал в последние годы не развивался, а просто поддерживал себя. Сегодня мы почти приблизились к тому состоянию, когда просто поддерживать уже нельзя, нужно менять сети, системы», – отметил глава предприятия. По его словам, проблема инвестирования не в источнике финансирования, а в создании гарантийных условий для инвесторов, которые могли бы прийти в ЖКХ: нигде не предусмотрено и не прописано гарантий, что через определенный срок они смогут вернуть свои деньги и еще получить проценты. В свою очередь генеральный директор СРО «Содружество ЖКХ» Михаил Дамешек отметил, что также среди первоочередных задач отрасли – разработка механизма введения штрафных санкций для недобросовестных поставщиков ресурсов в пользу жильцов. Напомним, вопрос ответственности поставщиков коммунальных услуг озвучили в Челябинске на июньском всероссийском форуме «ЖКХ – новое качество». Тогда правительству РФ было дано поручение разработать схему, согласно которой собственники жилья, которым оказали некачественную услугу по вине ресурсоснабжающей организации, будут получать финансовые дивиденды от штрафов. Михаил Дамешек также отметил, что за последние годы качество работы управляющих компаний в Иркутской области существенно повысилось. Это, по его словам, подтверждает опрос: если два-три года назад ЖКХ стояло в первой тройке вопросов, которые наиболее всего волновало жителей Приангарья, то сейчас эта тема опустилась на девятое место – то есть ею озабочен в среднем каждый девятый, а не каждый третий человек. «В Иркутске второй год отопительный сезон проходит без аварий, в этом есть и заслуга управляющих компаний. Кроме того, причинами всего 5% всех поступающих от населения жалоб становятся недоработки управляющих организаций», – резюмировал гендиректор СРО. Действительно, крупных аварий на теплосетях в Иркутске в рамках прошедшего отопительного периода не зафиксировано, подтвердила заместитель начальника инженерных коммуникаций и жилищного фонда комитета городского благоустройства администрации Иркутска Василина Шунова. «Количество мелких аварий на сетях сократилось на 30%. Иркутяне без тепла не оставались. Что касается подготовки к новому отопительному периоду, то этим летом в областном центре предполагается переложить 5,5 км тепловых сетей, 4,5 км сетей водоснабжения и водоотведения, 6,5 км воздушных и кабельных линий. Кроме того, текущий ремонт запланирован на 250 трансформаторных подстанциях. Все объемы работ – на уровне прошлого года», – рассказала представитель мэрии. По словам Василины Шуновой, одна из причин того, что отопительный сезон в Иркутске прошел без сбоев, – внедрение инвестиционных программ. При этом она признала, что в рамках муниципальных программ такой поддержки практически нет, финансирование отсутствует: «Процесс получения поддержки из областного и федерального бюджетов сложный. Казна Иркутска не обладает достаточными средствами, чтобы инвестировать в сети. Кроме того, есть ограничения по закону: например, мы не можем прийти на сети «Иркутскэнерго» и профинансировать их». Этим проблемы коммунальной отрасли в Иркутске и Приангарье не ограничиваются. По мнению генерального директора ЗАО «Байкалэнерго» Владимира Потапова, котельные областного центра скоро нужно закрывать – без инвестиций, софинансирования или другой поддержки необходимого качества достигать все сложнее. «В Иркутске 28 котельных, их постоянно ремонтируют, пытаются поддерживать. Но высокого качества теплоснабжения на том оборудовании, которое сейчас там стоит, достичь уже невозможно. Особо проблемная в этом плане территория, по моему мнению, – предместье Рабочее. Если бы там была возможность подключать новых потребителей, район бы развивался», – отметил Владимир Потапов. Он подчеркнул: утвержденная схема теплоснабжения Иркутска – это первый шаг, чтобы разрабатывать инвестиционную программу и в ее рамках определить источники финансирования для закрытия котельных. Однако проблема, по мнению эксперта, в том, что законодательство меняется достаточно быстро, подзаконные акты выходят порой не вовремя. Первый заместитель генерального директора Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области Ирина Гладышева в рамках обсуждения темы источников инвестирования в ЖКХ сообщила, что ежегодно областной бюджет возмещает 2,5 миллиарда рублей выпадающих доходов. «Это неэффективное расходование бюджета, мы субсидируем всех жителей – и богатых, и бедных. Мы не можем поднять тарифы до экономически обоснованных и субсидировать только нуждающиеся в этом незащищенные слои населения, сделав адресную помощь. В ином случае эти 2,5 миллиарда можно было бы направить на инвестиции», – считает Ирина Гладышева. Перечисляя проблемы отрасли, она отметила растущие долги населения за коммунальные услуги: на 1 января 2014 года сумма составила 7 миллиардов рублей, а собираемость платы с местных жителей за услуги ЖКХ в среднем составила 91%. Ранее цифра по региону составляла 95%, по России – 94%. Обсуждая тему сбора платы за коммуналку, участники круглого стола пришли к мнению, что самым эффективным и правильным методом является ныне действующий в Иркутске – когда сборами занимается управляющая организация: она формирует и отправляет жильцам платежные квитанции, а затем распределяет деньги между ресурсоснабжающими организациями. Таким образом, эксперты посчитали неэффективной систему прямых платежей, когда собственники заключают договоры с ресурсниками. Сергей Винарский, отстаивая общую точку зрения, мотивировал ее тем, что поставщикам для работы с населением придется увеличивать штат, а это напрямую отразится на росте затрат и, как следствия, тарифа. Кроме того, ресурсникам физически сложнее работать с населением, считает Михаил Дамешек: «Если на доме работает юридическое лицо, то оно и должно собирать деньги. У управляющих организаций есть для этого ресурсы, они ближе к людям. Поставщик не сможет достучаться до каждого неплательщика». Сергей Винарский высказал предположение, что изменение системы может закончиться парадоксом: «Что касается Водоканала, то он поставляет ресурс до дома, но ведь есть еще и внутридомовые сети, за работу которых отвечает все равно управляющая организация. Если жильцы заключат договор напрямую с Водоканалом, и по какой-то причине у них не будет воды в доме, то они пойдут жаловаться в управляющую компанию. Но там им откажут, потому что плату за ресурс направляют в другую организацию». Также участники круглого стола еще раз подняли тему капитального ремонта многоквартирных домов. Напомним, согласно законодательству взносы за капремонт будут начислять с сентября 2014 года, таким образом, первый раз с этой суммой в платежке жители Приангарья столкнутся в октябре. Ирина Гладышева напомнила, что до 1 июля собственники жилья в многоквартирных домах должны путем голосования определить, где именно они будут копить деньги – на спецсчете дома или на счете регионального оператора. Представитель Фонда капремонта подчеркнула: жители Иркутской области выбирают не то, делать или не делать им взносы – они обязаны вносить эти деньги по законодательству. «Людям предоставляется право определить, где именно аккумулировать средства», – пояснила Ирина Гладышева. Напомним, собственники на общих собраниях жильцов должны выбрать один из двух способов формирования фонда капитального ремонта в течение двух месяцев – в апреле и мае. Фонд капремонта может быть сформирован либо на счете регионального оператора, либо на специальном счете, открываемом для одного многоквартирного дома. Владельцами специальных счетов могут быть товарищества собственников жилья (с некоторыми ограничениями), жилищно-строительные кооперативы, жилищные кооперативы. Ирина Гладышева подчеркнула, что управляющие компании не имеют право распоряжаться средствами, направляемыми собственниками на капремонт. Что касается регионального оператора, то Ирина Гладышева пояснила, что это некоммерческая организация, организационно-правовая форма которого – фонд. Его деятельность направлена на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Финансовый контроль за деятельностью регионального оператора и исполнением им обязательств будут осуществлять федеральные органы и правительство Иркутской области. В правительстве Иркутской области подчеркивают: взносы, поступающие в Фонд от собственников, являются защищенными и будут расходоваться только на проведение капитальных ремонтов многоквартирных домов в соответствии с региональной программой. Еще одной особенностью является то, что взносы собственников, собранные в течение года на определенной территории области, будут направляться на капремонт многоквартирных домов именно в этом муниципальном районе или городском округе. При этом Ирина Гладышева отметила, что средства, собранные внутри одного муниципалитета или округа, будут использоваться для ремонта домов на возмездной основе. «Программа рассчитана на 30 лет. Ежегодно в нее будут включаться новые дома, сданные в эксплуатацию. Как только дом включен в программу, а собственник получает документы о праве на недвижимость, он сразу же обязан платить взносы на капремонт. Каждый дом будет иметь свой фонд капремонта. Сегодняшние новостройки через 20 лет потребуют замены крыши, лифтов или ремонта других конструкций», – пояснила Ирина Гладышева. Но по ее словам, большинство домов в Приангарье более-менее старые, поэтому для них предлагается массовое централизованное накопление, когда учет ведется по каждому дому, а средства аккумулируются на счете регионального фонда капремонта. Поэтому для собственников квартир в старых домах создание спецсчета будет неоправданным – здание нуждается в капремонте уже сейчас или потребует его в ближайшие годы, а деньги на спецсчете скопиться еще не успеют, и работы проводить будет не на что. |